Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации

> Официальный отдел > Нормативные документы России об охране здоровья граждан > Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. № 284
МОСКВА

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. № 659 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 23, ст. 2691);

пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. № 1551 “Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5809);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. №1246 “О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 47, ст. 5706);

пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 426 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 23, ст. 2436).

Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 284

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве здравоохранения Российской Федерации

I. Общие положения

1. Министерство Здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортное дело, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор; контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела.

2. Министерство Здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

При Министерстве функционирует Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, являющееся государственным органом в его системе.

3. Министерство Здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, а также в пределах своих полномочий организует их исполнение.

Министерство обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

4. Министерство Здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Основные задачи

5. Основными задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации являются:

1) проведение государственной политики в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

2) разработка и реализация в пределах его компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению;

3) проведение государственной политики в области курортного дела;

4) совершенствование системы контроля качества медицинской помощи;

5) организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

6) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

7) развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

8) организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

9) обеспечение в пределах его компетенции функционирования учреждений системы специального профессионального образования в сфере здравоохранения;

10) профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;

11) разработка в пределах его компетенции нормативов и стандартов в сфере здравоохранения, контроль за их соблюдением;

12) организация медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

13) обеспечение в пределах его компетенции функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

III. Основные функции

6. Министерство Здравоохранения Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации:

предложения по вопросам развития здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, медицинской науки и курортного дела; ежегодно государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, а также доклады о реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела; предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина), направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения, организует мероприятия по иммунопрофилактике; ежегодно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, согласуемый в установленном порядке;

2) разрабатывает и утверждает:

отраслевые стандарты в сфере здравоохранения;

перечень видов бесплатной медицинской помощи, в том числе дорогостоящих, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, и порядок их учета;

перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации;

порядок проведения медицинскими организациями экспертизы временной нетрудоспособности;

совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, а также порядок осуществления контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи в медицинских организациях документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

государственные санитарно-эпидемиологические правила;

требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека;

государственный стандарт качества лекарственных средств и государственный информационный стандарт в области обращения лекарственных средств;

тексты фармакопейных статей;

перечни лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача;

правила лабораторной практики при проведении доклинических исследований лекарственных средств;

правила организации производства и контроля качества лекарственных средств;

правила изготовления лекарственных средств;

правила оптовой торговли лекарственными средствами;

правила отпуска лекарственных средств;

в пределах своей компетенции медико-технические требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике;

номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических работников в системе здравоохранения;

квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, согласованные с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, работников в сфере курортного дела и порядок получения ими квалификационных категорий;

порядок проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации;

порядок аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, и порядок проведения этих работ;

отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда работников здравоохранения;

единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения;

порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, согласованный с Министерством внутренних дел Российской Федерации;

ежегодно согласуемые с Министерством образования Российской Федерации контрольные цифры и структуру приема в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета;

совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров;

3) осуществляет:

организацию работы по формированию федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, в том числе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела, а также обеспечивает их реализацию; определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для федеральных государственных нужд; меры по совершенствованию организации профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи населению; методическое руководство профилактикой травматизма и заболеваний, включая профилактику инфекционных, паразитарных, особо опасных инфекционных, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его жизнедеятельности; методическое руководство проведением диспансеризации населения, диспансерного наблюдения и медицинской реабилитации больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе социально значимыми; организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; выдачу разрешений на применение новых медицинских технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; направление граждан Российской Федерации на лечение за границей в установленном порядке; координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации; методическое обеспечение и координацию социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, а также формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга; государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний, травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин; государственную регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов; координацию деятельности межведомственных специализированных экспертных советов по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации; в установленном порядке государственную регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, новых пищевых продуктов, материалов и изделий, а также потенциально опасных химических и биологических веществ; ведение статистического учета и государственной статистической отчетности в сфере здравоохранения; экспертизу качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, производимых в Российской Федерации и ввозимых на ее территорию; государственную регистрацию лекарственных средств, в том числе гомеопатических, и составление государственного реестра лекарственных средств; в установленном порядке государственную регистрацию и ведение реестра предельных отпускных цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; издание государственной фармакопеи; сбор и обобщение данных о применении, побочных действиях и об особенностях взаимодействия лекарственных средств; экспертизы экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств; выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности; в установленном порядке лицензирование видов деятельности, входящих в компетенцию Министерства; выдачу разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации партий незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований; государственную регистрацию и ведение государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники, в отношении которых выданы разрешения на применение в медицинской практике; выдачу разрешений на применение в медицинской практике новых изделий медицинского назначения и медицинской техники; в пределах своей компетенции разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд; разработку и реализацию программ метрологического и нормативно-технического обеспечения системы здравоохранения; полномочия учредителя государственных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства; при участии Российской академии медицинских наук организацию и координацию научных исследований, экспертизу их результатов, в том числе в сфере курортного дела, а также создание новых медицинских технологий в здравоохранении и медицинской науке, их совершенствование и внедрение в практику здравоохранения достижений науки и техники; меры по обеспечению безопасных условий труда работников организаций системы здравоохранения, в том числе санаторно-курортных организаций, а также организацию научных исследований по этим проблемам на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний; ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; организацию функционирования и развития Всероссийской службы медицины катастроф; организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения, подготовкой населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, а также руководство формированиями и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; организацию работы по совершенствованию методов и средств оказания медицинской помощи и лечению пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций; в пределах своей компетенции координацию деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению радиационной безопасности и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; создание в установленном порядке запасов медицинского имущества, лекарственных и дезинфекционных средств, технических средств для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – экстренную поставку указанных средств в зону чрезвычайной ситуации; организацию мобилизационных запасов медицинских иммунобиологических препаратов, донорской крови и препаратов на ее основе; в мирное время формирование мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, необходимого для оснащения специальных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны, а также для медицинского обеспечения населения; в период мобилизации и в военное время создание специальных формирований для Вооруженных Сил Российской Федерации и выделение оперативных коек, а также подготовку формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны к оказанию медицинской помощи населению; в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; подготовку предложений о привлечении инвестиций и кредитов в сферу здравоохранения; в установленном порядке меры по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан; сотрудничество с соответствующими структурами государств-участников СНГ и других иностранных государств по вопросам здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия, курортного дела, медицинской науки и медицинского страхования, а также обмен делегациями работников здравоохранения, студентов медицинских и фармацевтических учебных заведений; публикацию материалов по вопросам здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения; рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

4) осуществляет совместно:

с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию программ кадрового обеспечения системы здравоохранения, включая профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и работников в области курортного дела, а также медицинских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; с Министерством образования Российской Федерации и Российской академией медицинских наук меры по реализации государственной политики в области гигиенического воспитания и обучения населения, пропаганды здорового образа жизни; с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования взаимодействие информационных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования в целях формирования единой системы информатизации отрасли;

5) участвует:

в установленном порядке в разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год, перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации; в разработке и реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в сфере здравоохранения; в разработке балансов спроса и предложения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; в установленном порядке в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителя работодателя;

6) выполняет контрольные и надзорные функции:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за фармацевтической деятельностью; контроль за выполнением производителями лекарственных средств правил организации производства и контроля качества лекарственных средств; контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции; контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции; контроль за достоверностью статистической информации в сфере здравоохранения.

IV. Полномочия

7. Министерство Здравоохранения Российской Федерации имеет право:

1) координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, подведомственные учреждения и другие организации здравоохранения в пределах выделенных Министерству бюджетных ассигнований;

3) издавать в установленном порядке в пределах компетенции Министерства нормативные правовые акты и иные документы;

4) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, других юридических и физических лиц сведения, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций;

5) учреждать в установленном порядке ведомственные награды;

6) участвовать в установленном порядке в создании организаций для поддержки развития здравоохранения, научно-технической деятельности, в том числе международной;

7) представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на международном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

8) официально опубликовывать в установленном порядке принятые Министерством нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

9) проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с участием иных федеральных органов исполнительной власти, общественных и прочих организаций;

10) привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе иностранных, к решению проблем, входящих в компетенцию Министерства;

11) осуществлять издательскую деятельность, проводить информационно-рекламные и пропагандистские мероприятия, связанные с реализацией задач и функций, определенных настоящим Положением;

12) создавать ученый совет, а также экспертные, консультативные и информационно-аналитические советы, комитеты и комиссии по вопросам охраны здоровья населения, утверждать положения о них и их составы.

V. Организация деятельности

8. Министерство Здравоохранения Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Министр здравоохранения Российской Федерации:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах;

4) назначает в установленном порядке на должность и освобождает oт должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей территориальных органов;

5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

6) утверждает в установленном порядке уставы организаций, находящихся в ведении Министерства, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с ними;

7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное управление;

8) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в соответствии с показателями, установленными Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное управление;

9) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата, территориальных органов и находящихся в ведении Министерства организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает ведомственными наградами;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В Министерстве здравоохранения Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.

Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает актуальные вопросы развития здравоохранения и медицинской науки, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на государственное управление.

12. Министерство Здравоохранения Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца. 16.12.2012



Посмотрите также:
Аллергия на косметику
Аллергия на косметику

Косметические средства призваны ухаживать за кожей лица и тела. Но, к сожалению, неправильно...
Бегаете «по маленькому»? Заподозрите цистит!
Бегаете «по маленькому»? Заподозрите цистит!

  Цистит представляет собой воспалительный процесс мочевого пузыря, который часто вызван...
Эфирное масло для здоровья волос
Эфирное масло для здоровья волос

Эфирное масло – кладезь полезных веществ для человеческого организма. Используют его и в...
Воспалительные процессы в области органов малого таза
Воспалительные процессы в области органов малого таза

Воспаление придатков матки, яичников и маточных труб относят к болезням малого таза. К этой...
Как подготовить детский организм к осени?
Как подготовить детский организм к осени?

  Как подготовить детей к осеннему сезону, который, ожидаемо, будет вызывать у них...