Абу Али Ал Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Ал Хасан Ибн Али Ибн Сина

> Статьи > Медицинское обозрение > Абу Али Ал Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Ал Хасан Ибн Али Ибн Сина

Авиценна (около 980–1037 гг.)

“У всех ученых одна судьба. Мы, как растения, всходим на подготовленной для нас почве, распускаемся, цветем, бросаем семя и уходим, оставляя другим продолжать наш путь.
Никому из нас не дано создать что-то законченное, не нуждающееся в своем продолжении, самодовлеющее, как это дано поэтам и художникам, создания которых нетленными живут в веках…
Потомки перешагнут <…> мои знания, как мы переросли знания наших предков. В этом великая справедливость и радость жизни, растущей и развивающейся. Мне довольно этого знания. Я рад, что я ступенька в будущее…”
Авиценна

“Когда родится у тебя сын, то первое – это дай ему хорошее имя” – таково было общее правило всех восточных трактатов о воспитании детей.

Молодой Абдаллах Ибн Сина еще задолго до появления на свет своего первого сына придумал для него достойное имя – Хусейн. Более того, он придумал имя и для своего будущего внука – Али. Поэтому начало этого длинного и звучного восточного имени переводится как “Отец Али”, а затем уже следует имя обладателя – Хусейн, затем сын Абдаллаха, сына Хасана и т. д. и т. д. Эта забавная для европейцев история связана с именем, данным Ибн Сине при рождении. Но Восток – это удивительный и непостижимый мир, и только здесь, благодаря своему гению, можно заслужить себе еще одно, дополнительное имя как признание современниками твоих выдающихся способностей. Например, “аш-Шейх”, что означает Мудрец, Духовный наставник или “ар-Раис” – Глава, Правитель. Ибн Сина удостоился обоих этих имен, а кроме этого, еще одного почетного звания – “Худжат аль-Хак” – Авторитет Истины.

Правда, он так и не создаст своей собственной семьи и у него никогда не будет сына, о котором мечтал его отец…

Судьба Ибн Сины необычна даже для гения. Знаменитый ученый-энциклопедист, философ, естествоиспытатель, математик, поэт, государственный деятель и один из самых блестящих представителей врачебного мира ислама, он был признан уже современниками, и присвоенный ему при жизни почетный титул “аш-Шейх ар-Раис” неразрывно сопровождал его имя в течение многих веков. Слава его была исключительно велика. У него было много учеников и восторженных почитателей не только в Средней Азии и Иране, но и далеко за их пределами. Философские и естественнонаучные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы даже несмотря на то, что его основное философское произведение – “Книга исцеления” – было объявлено еретическим и сожжено по всем правилам инквизиции на главной площади Багдада в 1160 году.

Родился Ибн Сина в селении Афшана, неподалеку от Бухары и происходил из знатного персидского рода. Образование Ибн Сины началось в пятилетнем возрасте в начальной мусульманской школе, где он основательно и с большим успехом изучил Коран и словесные дисциплины. Выдающиеся способности мальчика были замечены окружающими очень рано, поэтому, когда семья переехала в Бухару, в возрасте 10-ти лет его забирают из школы, и дальнейшее образование Ибн Сина получает дома, усиленно занимаясь математикой, физикой, законоведением, логикой, астрономией, философией, географией и другими науками с приходящими учителями.

Затем он приступает к индивидуальным занятиям с приехавшим в Бухару известным ученым и знатоком философии Абу Абдаллахом ан-Натили. Учеба продвигается быстро, и вскоре одаренному ученику самому приходится растолковывать учителю некоторые слишком сложные для того вопросы. После этого увлеченному и любознательному юноше не оставалось ничего другого, как самостоятельно взяться за штудирование книг по интересовавшим его в то время более всего дисциплинам – физике и метафизике.

“Затем я пристрастился к науке врачевания, – говорит в автобиографии Ибн Сина, – и стал читать книги, посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время, так что известнейшие врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления и опыта, которые нигде не были описаны. При всем этом я не переставал изучать фикх1 и участвовал в диспутах по нему. А было мне в это время шестнадцать лет”.

Учителем медицины Ибн Сины был известный бухарский врач, автор ряда популярных медицинских трудов Абу-л-Мансур Камари. Обучение его, однако, длится совсем недолго, и вскоре Ибн Сина начинает заниматься самостоятельной практикой и становится настолько известным и уважаемым медиком, что его приглашают во дворец правителя Бухары Нуха ибн Мансура, страдавшего от недуга, с которым были не в силах справиться его придворные врачи. Эмир вызвал к себе семнадцатилетнего Ибн Сину и тот, после участия в его лечении “служением ему удостоился отличия”, получив в знак благодарности за его искусство доступ к редчайшему собранию книг в эмирской библиотеке.

Бухарская библиотека была одним из наиболее крупных собраний книг того времени. Сам Ибн Сина считал работу в ней важнейшим этапом своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось творчество: “Я увидел там книги, названия которых многие люди никогда не слышали, и сам я не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, многое почерпнул и достиг степени знатоков науки. Когда исполнилось мне восемнадцать лет, я закончил изучение всех наук, и после этого ничего нового мне уже не открывалось. Разница в том, что я тогда науки схватывал налету, а сейчас подхожу к наукам более зрело и знаю их основательнее и яснее”.

Существует предположение, что именно работе в Бухарской библиотеке Ибн Сина обязан идее создания обобщающего труда по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками и указаниями на то, отчего она возникает и как ее можно излечить.

Годы учения сменились годами странствий. В 22 года, после свержения династии Саманидов и перехода Бухары под власть Караханидов (с этого времени Бухара становится оплотом ислама и слава свободного и просвещенного города к ней уже не вернется) и смерти отца, Ибн Сина покидает Бухару.

Восточная пословица гласит: “Не от долгой жизни зреет ум, но от частых путешествий”. Жизнь Ибн Сины лишний раз подтверждает эту мудрость. В скитаниях, в многочисленных вольных и невольных путешествиях он сумел накопить огромный материал для размышлений, скрупулезной научной обработки и последующих выводов…

За свою недолгую жизнь Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана. В течение ряда лет он жил в процветавшем Хорезме и входил в “Академию Мамуна” (“Дом мудрости” в Хорезме) вместе с такими выдающимися учеными того времени, как энциклопедист Абу Рейхан ал-Бируни, математик, астроном и врач Абу Сахл ал-Масихи, врач Абу-л-Хасан ибн Хаммар, математик Абу Наср Аррак, историк Ибн Мискавейх и др., которые оказали большое влияние на формирование философских и естественнонаучных взглядов Ибн Сины.

До самой смерти Ибн Сина не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Дорджиа, Казвина, Рея, Хамадана, Исфагана, то наслаждаясь всеми мирскими благами и удовольствиями, то испытывая страшные лишения, то становясь везиром, то пребывая в тюрьме. Но в главном он всегда оставался верен себе – где бы он не находился, ни на один день не прекращалась его творческая работа.

Только вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 своих произведений. Но мировую славу ему принесло его главное медицинское сочинение “Канон врачебной науки”, работу над которым он начал в Хорезме и продолжал в течение 20 лет. Этот оригинальный, блестяще выполненный труд не знает себе равных в истории медицины. Произведенное им впечатление во всем мире было огромным и еще в XVII веке это было одним из основных фундаментальных медицинских руководств в странах Старого и Нового Света. После выхода “Канона” Ибн Сину стали называть “князем врачей”.

“Канон” состоит из пяти обширных книг, каждая из которых, в свою очередь делится на части, отделы, статьи и параграфы.

Книга первая посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям Ибн Сины. Одна из ее частей – “О сохранении здоровья” является крупнейшим гигиеническим компендиумом древности. “Кто освоил первый том “Канона”, – писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины, – для того ничто не останется скрытым из общих и основных принципов медицины”.

Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описываются простые лекарства, “в которых нет искусственно изготовленного состава”, излагается учение Ибн Сины о лекарствах, их природе и испытаниях. В алфавитном порядке располагаются 811 средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. В пятой книге описаны “сложные” лекарства, яды и противоядия. Фармация и фармакология Ибн Сины представляет собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в стройную систему и связать их клиническими наблюдениями. Многие из приведенных в “Каноне” лекарственных средств позднее вошли в научную фармакологию, а большая часть из них несправедливо забыта.

Книга третья, самая обширная и состоящая из 22 главных отделов, снабженных анатомо-топографическим и физиологическим введением, посвящена частной патологи и терапии – описанию отдельных болезней и их лечению.

Четвертая книга состоит из 7 главных разделов, в которых излагается хирургия, общее учение о лихорадке, большая часть острых и хронических заразных болезней, токсикология, кожные болезни и косметология.

Таким образом, Ибн Сина излагает всю теоретическую и практическую медицину в строго систематической форме, выстраивая свою систему на учениях Аристотеля и Галена. Однако простая компиляция всего сделанного предшественниками, как бы грандиозна она не была, явилась бы небольшой заслугой. Другое дело – обобщить и систематизировать весь опыт древности и раннего средневековья и, используя собственные многочисленные наблюдения и опыт, дать исчерпывающее, оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики, а в некоторых случаях – предвосхитить открытия, совершенные в медицине последующих эпох.

“На каждой странице “Канона” есть вещи, заслуживающие восхищения и осуждения”. Конечно, можно согласиться и с такой оценкой “Канона”, однако мы должны всегда помнить о том, что Ибн Сина был неотъемлемой частью своей эпохи. И если, будучи великим ученым, он видел и понимал шире и глубже других, то это свидетельствует о яркости и неординарности его таланта, но, как известно, не позволяет быть полностью свободным от заблуждений и предрассудков своего времени. И здесь более всего уместно вспомнить слова А. Франса, сказанные им о людях другой эпохи: “Я согласен, что они заблуждались, но чтобы так заблуждаться, нельзя быть посредственностью”.

В XII веке “Канон” был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с Библией и, по мнению ряда исследователей, стал самым изучаемым трудом в истории человечества.

По преданию, последними словами Ибн Сины на этой земле было двустишие:

Мы умираем и с собой уносим лишь одно:

Сознанье, что мы ничего не узнали.

…Мавзолей Ибн Сины в Хамадане (Иран), который венчают двенадцать стел, символизирующие его выдающиеся успехи в двенадцати науках, до сих пор служит местом паломничества и более девятисот лет больные верят в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древнему мавзолею великого Ибн Сины. Это происходит, наверное, оттого, что сам он считал веру – первым лекарством в победе над болезнью, а все остальные микстуры, мази и припарки – лишь ее помощниками.

Завершая наш рассказ об Отце Али, Хусейне, сыне Абдаллаха, сына Хасана, сына Али, сына Сины, никак невозможно согласиться с тем, что у него не было наследников. Нам никуда не деться от того, что Ибн Сина – это драгоценное связующее звено эпох, открывающее перед нами ступеньки в будущее.

16.12.2012


Посмотрите также:
Если грипп застал врасплох…
Если грипп застал врасплох…

Грипп – это заболевание простудного типа, которое лечится как амбулаторно, так и в...
Фитотерапия или траволечение
Фитотерапия или траволечение

  Фитотерапия подразумевает лечение тех или иных болезней при помощи травяных лекарственных...
Травмы и переломы
Травмы и переломы

  К сожалению, никто из нас не застрахован от несчастных случаев. Получить травму разной...
Геморрой: как возникает и протекает болезнь.
Геморрой: как возникает и протекает болезнь.

Патологией, по имеющимся данным, страдает каждый восьмой житель планеты. Недуг уверенно...
За деснами тоже нужен уход
За деснами тоже нужен уход

 Многие люди не считают кровоточивость десен мало-мальски серьезной проблемой, не уделяя...