IX Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей

> Статьи > Медицинское обозрение > IX Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей

Деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы России осуществлялась в последнее десятилетие в новых правовых, экономических и организационных условиях. Принятый в 1991 году закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наметил приоритеты в работе санитарных врачей и гигиенистов, которые определялись, прежде всего, состоянием здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране. На нынешнем съезде его участники подвели итоги работы Госсанэпиднадзора в этих труднейших условиях.

СДЕЛАНО:

После VIII съезда гигиенистов и санитарных врачей, прошедшего в 1996 году, полностью сформирована законодательная база в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и государственного надзора. Принято 8 федеральных законов, среди которых особое значение имеет Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который содержит положения, ранее регламентированные подзаконными актами. Теперь Государственная санитарно-эпидемиологическая служба страны представляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих надзор, объединяя на функциональной основе соответствующие службы федеральных министерств и ведомств. В развитие законов правительство страны в 2000–2001 годах утвердило федеральные целевые программы «Вакципрофилактика», «АнтиВИЧ/СПИД», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом». Одобрен «Национальный план действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001–2003 годы».

Совершенствовалась и развивалась нормативная база. Минздрав России утвердил концепцию и программу развития санитарно-эпидемиологического нормирования. Начиная с 1996 года, разработано около 4000 документов, в том числе 52 санитарных правила и нормы, более 3 000 гигиенических нормативов и 300 методов контроля за вредными факторами среды обитания человека. Санитарным правилам придан статус нормативных правовых актов с регистрацией их в Минюсте. В нынешнем году в это министерство направлено 25 правил.

Все время продолжалась работа по реорганизации сети учреждений Службы. Совершенствовалась их структура, укреплялась материально-техническая база, лаборатории оснащались современным оборудованием. Сейчас в Службе 2 463 учреждения, в том числе 2 297 центров Госсанэпиднадзора (без учреждений других Министерств и ведомств). В этих центрах продолжается организация структурных подразделений по изучению состояния здоровья населения в связи с влиянием среды обитания, вводятся должности юристов и пресс-секретарей. В центрах Госсанэпиднадзора увеличилось количество лабораторий (с 840 до 953), санитарно-гигиенических отделов, больше стало отделов по стандартизации и метрологии, по определению остаточных количеств ядохимикатов и физико-химических методов исследования, лабораторий электромагнитных полей и других физических факторов. В 2000 году в санитарно-гигиенических лабораториях выполнено 22 млн исследований, что на 30% больше, чем в 1996 году. Объем исследований физических факторов возрос в 1,6–3,2 раза, санитарно-бактериологических исследований – на 14%. В практику лабораторий широко внедрены такие методы исследования, как атомно-абсорбционная спектрометрия, газовая и жидкостная хроматография, хроматомасс-спектрометрия и другие.

Существенные изменения произошли в работе с кадрами. Утверждены государственные требования по всем специальностям санэпидслужбы. Для улучшения качества последипломного образования разработаны образовательные стандарты послевузовской подготовки по основным специальностям. Стандартами определены современные требования к минимуму содержания последипломной подготовки и переподготовки специалистов, учебные планы и программы для разных ступеней последипломного образования. На основе стандартов осуществляется сертификация специалистов Госсанэпидслужбы.

Одним из основных приоритетов в деятельности санэпидслужбы стало внедрение системы социально-гигиенического мониторинга. Уже завершился этап внедрения системы «АГИС-здоровье» во всех центрах Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и городах, а к 2005 году она будет действовать на всей территории страны. Социально-гигиенический мониторинг является механизмом государственного регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представляет собой государственную систему наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза. Обязанности по ведению этой системы возложены не только на Службу, но и на федеральные и местные органы исполнительной власти. Минздрав РФ разработал техническое задание по программно-инженерному обеспечению системы мониторинга и научно-техническую программу неотложных мер, обеспечивающих ее развитие и внедрение в учреждениях Службы и органов здравоохранения в 2001–2005 годах. Начата работа по созданию информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации в 1996–2000 годах оставалась напряженной. Хотя в результате проведения организационных и практических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции ее развития. Этому способствовали усиление правовой и нормативной базы в области профилактики инфекционных заболеваний, улучшение финансирования федеральных целевых программ, увеличения ассигнований из федерального бюджета на приобретение вакцин.

За последние три года издано 17 постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний. Самые большие успехи были достигнуты в борьбе с инфекциями управляемыми средствами специфической профилактики. В 2001 году число регионов, в которых детей привили против кори достигло 95%, а против дифтерии, коклюша, эпидемического паротита – в 2,5–5 раз. В результате заболеваемость дифтерией в 2000 г. по сравнению с 1996 годом снизилась в 20 раз, корью – в 13, эпидемическим паротитом – в 12 раз, коклюшем – на 20%. За последние пять лет заболеваемость брюшным тифом стабилизировалась на уровне 0,2–0,3 на 100 тыс. населения, сальмонеллезом – на уровне 40–42. И тем не менее в этот период значительно ухудшилась эпидемиологическая обстановка по ВИЧ-инфекции и вирусным гепатитам В и С. Число больных гепатитом В возросло в 2 раза (42,4 на 100 тыс. населения), гепатитом С – в 1,5 раза (21 на 100 тыс. населения), ВИЧ-инфекцией – в 14 раз. В 2000 году резко ухудшилась эпидемическая обстановка по вирусному гепатиту А. Число больных по сравнению с 1999 годом возросло на 90% и составило 57 на 100 тыс. населения.

Снижалось заболеваемость дизентерией и другими острыми кишечными инфекциями: показатели заболеваемости в 1996 и 2000 годах составили соответственно 310 и 123 тыс. населения. Однако в 38 субъектах Российской Федерации уровни заболеваемости в 1,5–4,5 раз выше, чем в среднем по стране. Возрастает количество водных вспышек кишечных инфекций. В 2000 году зарегистрировано 23 крупные вспышки, связанные в основном с попаданием сточных вод в разводящие водопроводные сети. Санитарное состояние водоемов первой и второй категории за последние пять лет не изменилось и остается неудовлетворительным. В 2000 году доля «нестандартных» проб составила соответственно 28% и 26 % по санитарно-химическим, 23% и 21% по микробиологическим показателям. Особенно тяжкое положение сложилось с источниками водоснабжения из открытых водоемов, половина из которых не соответствует санитарным нормам, в том числе 38% – из-за отсутствия зон санитарной охраны. В прошлом году 22% проб воды не отвечало гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Количество проб воды поверхностных источников, в которых обнаружена патогенная или условно патогенная флора, увеличилось с 0,44% в 1997 году до 1,35% в 2000. В этих условиях особое значение приобретает качество очистки и обеззараживание воды, проведение работ по улучшению технического состояния водопроводных сооружений и сетей. Однако из имеющихся в стране 2 253 водопроводов из открытых водоемов 771 (34%) не имеют полного комплекта очистных сооружений и 461 (20,5%) – обеззараживающих установок. До сих пор не действует принятый Государственной Думой Федеральный закон «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Однако, в результате принятых мер в ряде регионов страны положение с качеством питьевой воды улучшилось. Так, в Москве, Воронежской, Пензенской, Липецкой, Иркутской, Курской областях и Республике Чувашия количество «нестандартных» по микробиологическим показателям проб питьевой воды составляет от 1 до 5%, т. е. значительно меньше, чем в среднем по России.

Улучшилось состояние атмосферного воздуха, но это обусловлено сокращением промышленного производства. Тем не менее, тенденция снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха четко прослеживается. Если в 1996 году доля проб с превышением ПДК составила 8,8%, то в 2000 году – 6,3%. Снижение произошло практически по всем приоритетным веществам. В Республиках Мордовия, Чувашия, Северная Осетия (Алания), Воронежской, Волгоградской, Кировской, Ленинградской, Пензенской и других областях удельный вес проб с превышением ПДК значительно ниже, чем в среднем по стране. В 21 регионе в 2000 году повышенное содержание вредных веществ в атмосферном воздухе более 5 ПДК не отмечалось. И все-таки, в условиях постоянного превышения вредных веществ в атмосферном воздухе сейчас все еще проживают десятки миллионов человек. В Свердловской области около 3 млн, Красноярском крае – около 1,5 млн, из них 1202 тыс. человек испытывают влияние 5- и 10- кратного превышения ПДК, в Республике Башкортостан и Липецкой области – 700 тыс. человек. Одна из главных причин такого положения – возросшее количество автомобильного транспорта. Результаты исследования на автомагистралях показывают, что доля выбросов вредных веществ автотранспортом в Москве и Калининградской области составляет 80–90% от всего валового выброса.

Несмотря на то, что Правительство РФ утвердило Федеральную программу «Отходы», уровень загрязнения почвы остается высоким. Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляла в 1996 году 13,1%, в 2000 году – 13,6%, а в Приморском крае, Саратовской, Пермской, Оренбургской, Вологодской областях и Республике Мордовия даже возрастает. Практически не снижаются и показатели микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки из-за плохого технического состояния канализационных сетей, несоблюдения системы плановой очистки, возникновения многочисленных несанкционированных свалок. В некоторых регионах – Краснодарском и Ставропольском краях, Свердловской, Калининградской, Челябинской, Ульяновской, Самарской, Воронежской областях приняты региональные законодательные акты программы «Отходы», ведется строительство полигонов для утилизации твердых бытовых отходов.

В период между съездами принят Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в основу которого положено повышение ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за безопасность продукции. В развитие этого закона принято три постановления Правительства, утверждена «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г.». Многие положения Концепции учтены при разработке региональных программ в области организации питания населения, принятых в 41 субъекте РФ. К ним относятся программы по индустрии детского питания, обеспечению безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, организации горячего питания в детских и подростковых учреждениях, ликвидации йод-дефицитных состояний. Значительно увеличились объем и эффективность надзора за безопасностью продуктов. В 2000 году взято 1,5 млн проб. Удельный вес нестандартных образцов по санитарно-химическим показателям составил в минувшем году 4,9% и был самым низким в 90-х годах (1996 году – 5,9%). Наметилась тенденция снижения показателей контаминантов химической природы. Снизился и удельный вес проб продуктов питания, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. В последние годы в работе Службы значительное место заняла проблема обеспечения охраны здоровья населения от некачественной и потенциально опасной алкогольной продукции. Специалистами Госсанэпидслужбы только в 2000 году проведено более 68 тыс. рейдовых проверок, в ходе которых обследовано 351 тыс. предприятий, в том числе – 4,5 тыс. по производству спиртов и алкогольной продукции. Из-за технологических нарушений в производстве пищевых продуктов и санитарно-противоэпидемического режима, на предприятиях страны ежегодно регистрируется до 100 вспышек кишечных инфекций, связанных с употреблением недоброкачественной продукции. Возросло количество отравлений и смертей, причиной которых являются биологические токсины (грибы) и химические соединения (азотистые вещества). Если в 1996 году было 24 смертельных исхода, то в 2000 году – 130.

По-прежнему сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья детей. С введением Федерального закона «Об образовании» появились лицеи, гимназии, комплексы школа–детский сад, частные школы. Существенно изменились программы обучения, включая компьютерные. Все это сопровождалось повышением нагрузок на учащихся. Недельный учебный план с 1 по 11 класс увеличился на 56 часов, значительно усложнились учебные программы, более 40% которых ориентированы на повышенный уровень образования. Интенсивный учебный процесс, длительная статистическая нагрузка во время уроков, неподходящая по росту мебель и низкая освещенность, недостаточные по объему занятия физкультурой привели к тому, что количество близоруких детей к окончанию школы увеличивается в 3 раза, нарушения осанки выявляется более чем у трети школьников. В настоящее время каждый третий ребенок 6 лет не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% детей есть нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% ребят страдают от гиподинамии. По данным пилотажных исследований, число детей, пользующихся школьными столовыми, сократилось примерно на 30%, а среди старшеклассников их не более 10%. Произошла замена горячего питания буфетной продукцией. С учетом значительных перегрузок в течение учебного года, ухудшения состояния здоровья детей особое значение приобретает их летний отдых. С 1996 по 2000 год число оздоровительных учреждений увеличилось и достигло 45 тыс. Количество детей, отдохнувших в них, возросло в 1,6 раза.

За минувший период значительно усовершенствованы законодательная и нормативная базы в области охраны труда и здоровья работающего населения. Особое значение имеет принятие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в развитие которого принято постановление Правительства по возмещению вреда, причиненного работникам в связи с повреждением здоровья. В соответствии с этими документами Службе отводится важная роль в решении вопросов возмещения утраты здоровья лицам, пострадавшим от профзаболеваний, независимо от времени их возникновения. Санитарно-техническое состояние предприятий за этот период несколько улучшилось. Так, доля предприятий, находящихся в крайне неудовлетворительном состоянии, сократилась с 45% в 1996 г. до 31% в 2000 г. Во многих регионах (Республика Татарстан, Воронежская, Калининградская, Московская, Новосибирская и другие области) центры Госсанэпиднадзора приняли активное участие в разработке и реализации региональных законов об охране труда, комплексных программ по улучшению условий и охраны труда. В Республике Хакасия, г. Санкт-Петербурге, Липецкой и Пермской областях 90–95% работающих прошли периодические медосмотры. На сегодняшний день в целом по стране во вредных условиях труда работает 21,3% от общей численности занятых в промышленности, около половины из них женщины. Показатели профессиональной заболеваемости за последние 5 лет снизилась незначительно и составили в 2000 г. 1,8 на 10 тыс. работающих, а в угольной промышленности – 91,76; тяжелом машиностроении – 16,57; энергетическом – 11,55.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», который определил государственную политику в этой области. На протяжении последних лет были приняты принципиально новые «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)», а также «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)». Кроме того, были разработаны и утверждены более 10 санитарных норм и правил. Все это способствовало коренному улучшению Госсанэпиднадзора за обеспечением радиационной безопасности. Число измерений природных источников ионизирующего излучения увеличилось более чем в 1000 раз, внедрены новые виды радиационного контроля, усилен надзор за радиационной безопасностью пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. В 1999 г. осуществлена радиационно-гигиеническая паспортизация территорий, показавшая, что основными источниками облучения населения являются природные (70%) и медицинские (29%) источники ионизирующего излучения. Радиационное неблагополучие сохраняется на территориях, подвергшихся загрязнению в результате аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк». Ведущее место в облучении населения также занимают природные и медицинские источники; число радиационных аварий на территории страны находится в пределах 10–100. Число пострадавших с детерминированными эффектами (лучевая болезнь, лучевой ожог и т. д.) составляет 2–10 человек в год. Исследования показали, что наиболее высокие уровни облучения отмечены в Алтайском и Ставропольском краях, в Читинской, Тульской областях, г. Санкт-Петербурге. Для изучения медицинских последствий и анализа состояния здоровья пострадавших с 1986 г. в России на базе медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск) ведется регистр лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС. На 1 января 2001 г. регистр содержит индивидуальные медико-дозиметрические данные на более чем 570 тыс. человек, подвергшихся радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы. Госсанэпидслужба должна совершенствовать радиационный мониторинг среды обитания человека, следить за соблюдением санитарного законодательства, повышать точность расчета доз облучения населения, выявлять критические группы подвергшихся повышенному облучению, оценивать радиационные риски и состояние здоровья населения в связи с воздействием радиационных и нерадиационных факторов.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба является организационной основой профилактической работы в государственной системе здравоохранения. Ее развитие и совершенствование – важнейшее условие улучшения охраны здоровья населения страны.

ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ:

Для обеспечения санэпидблагополучия:

l совершенствовать законодательную базу в указанной области, в частности принять Федеральные законы «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О транспорте»;

l разработать и реализовать региональные программы в области санэпидблагополучия населения, включить в них приоритетные мероприятия в соответствии с конкретной санэпидобстановкой и результатами соцгигмониторинга;

l обеспечить широкое взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными организациями по реализации федеральных законов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

l ускорить разработку нормативных и методических документов в области санитарно-эпидемиологического нормирования с учетом первоочередных потребностей Службы, а также необходимости их гармонизации с международными требованиями в рамках подготовки России к вступлению в ВТО;

l принять действенные меры по укреплению материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений, оснащению лабораторных подразделений современным лабораторным оборудованием;

l совершенствовать деятельность Службы по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, гигиенической сертификации продукции, аккредитации испытательных лабораторий и лабораторных центров;

l активизировать деятельность Службы в государственной системе гигиенического воспитания и образования граждан с широким использованием средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни;

l интенсифицировать научные исследования, в том числе фундаментальные, по проблемам охраны здоровья и окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По итогам работы IX Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей принял резолюцию, в которой определены пути развития службы на пятилетний период.

16.12.2012


Посмотрите также:
Как лечат дельфины?
Как лечат дельфины?

В природе существует множество растений, животных, птиц, которые не просто удивляют человека...
Причины и стадии развития катаракты
Причины и стадии развития катаракты

  Катарактой называют достаточно распространенное глазное заболевание, особенно часто...
Для чего нужны лабораторные весы?
Для чего нужны лабораторные весы?

  Микровесы представляют собой прибор, который измеряет вес тела с величайшей точностью,...
Отравление бытовым газом
Отравление бытовым газом

  Отравление бытовым газом или дымом в наши дни достаточно распространено. И это связано,...
Редуксин
Редуксин

Как известно, лишний вес и ожирение являются актуальной проблемой человечества. Борются с ним...