Новые технологии

> Статьи > Медицинское обозрение > Новые технологии

Проблемы внедрения автоматизированных информационных технологий в практическое здравоохранение и в учебный процесс высшей медицинской школы

Без применения автоматизированных информационных технологий деятельность современного врача - специалиста и организатора здравоохранения невозможна. Отказ от использования новых автоматизированных систем резко ограничивает их возможности и тормозит внедрение в практику современных медицинских технологий.
Формально элементы знаний по автоматизированным технологиям включены в учебный процесс и даются студентам младших курсов на кафедрах медицинской кибернетики и медицинской информатики. Реально, на практике, современные автоматизированные информационные технологии фактически не используются практическими врачами в лечебно-диагностическом процессе.
Таким образом, создается определенное противоречие между информационными потребностями в поддержке врачебных решений, анализе и прогнозе санитарно-эпидемиологических и медико-социальных ситуаций, управлении ресурсным потенциалом здравоохранения, совершенствовании учебного процесса в до - и последипломном образовании, внедрении передовых медицинских технологий развитых стран и существующим уровнем компьютерной грамотности и информационной культуры врачей и преподавателей высшей медицинской школы. Это является одним из сдерживающих факторов на пути использования современных автоматизированных информационных технологий в оптимизации эффективного лечебно-диагностического процесса, системы обучения, управления отраслью в целом (в оптимизации управления медицинскими технологиями).
Истинное состояние дел в подготовке медицинских работников к использованию автоматизированных информационных технологий характеризуется:
l отсутствием в учебных программах по медицинской информатике решений конкретных медицинских функциональных задач;
l недостаточным количеством часов преподавания медицинской информатики;
l отсутствием преемственности преподавания медицинской кибернетики и информатики на до - и последипломном уровне;
l оторванностью преподавания медицинской кибернетики и медицинской информатики на младших курсах медицинских вузов от реальной практической деятельности врача и организатора здравоохранения;
l преподаваемые основы медицинской кибернетики и информатики не отражают предметное медицинское информационное обеспечение (по медицинским специальностям);
l преподавание в вузах медицинской информатики ведут зачастую не специалисты в области автоматизированных информационных технологий в медицине, и тем более не разработчики этих технологий. Чаще всего это физики и математики;
l преподавание медицинской кибернетики и медицинской информатики не формирует у студентов и интернов мотивированной потребности в применении автоматизированных информационных технологий в повседневной врачебной, организаторской и педагогической деятельности;
l преподавание медицинской информатики с ее предметным наполнением в рамках отдельной кафедры вуза отражает несистемное решение в преподавании автоматизации медицинских технологий и подготовки кадров, неэкономное использование дорогостоящих средств вычислительной техники и кадровых (педагогических) ресурсов для этих целей.
По сути дела, в здравоохранении возможности современных автоматизированных информационных технологий в повседневной деятельности врачей, провизоров и организаторов здравоохранения используются предельно ограниченно. Исключением можно считать систему обязательного медицинского страхования (ОМС), которая не смогла бы даже начать свою деятельность без фактически тотальной автоматизации своих структур и информационных потоков на всех иерархических уровнях. В тех Фондах ОМС, где вначале пренебрегли автоматизацией, финансовые средства с плательщиков собирали только до 50% от должного. При этом финансирование ЛПУ этими фондами осуществлялось не по оказанным услугам, а по отдельным статьям их расходов. По сути, ЛПУ недополучали огромные средства, следовательно, основные принципы создаваемой системы ОМС попирались. В конечном итоге страдали пациенты. Однако создавшуюся ситуацию выправили конструктивные шаги руководства Федерального Фонда ОМС, направленные на автоматизацию функционирования системы медицинского страхования. Эти действия дали ощутимый положительный результат уже в течение первых 3 месяцев после внедрения автоматизации.
Система же здравоохранения в сравнении с ОМС работает до сих пор по старинке. Ясно, что без формализации медицинских технологий, введение медицинских стандартов не представляется возможным, а фрагментарное и несистемное их введение проблему не решит.
На сегодняшний день главные врачи ЛПУ, руководители департаментов здравоохранения не могут набрать специалистов в области автоматизации их подразделений, так как не знают требований к их квалификации, не могут обоснованно поставить перед ними задачу, организовать работу, даже не знают критериев оценки их труда. При этом они нередко затрачивают большие средства на приобретение дорогостоящих средств вычислительной техники, которые их сотрудники используют как пишущие машинки или развлекательные игры в качестве средства психологической разгрузки.
Подобная ситуация стала возможной из-за того, что инициаторами внедрения средств автоматизации в здравоохранении выступают чаще отдельные личности – врачи, программисты, организаторы. При этом часто рождаются хорошие решения и компьютерные программы, но большинство из них не имеет сертификата МЗ РФ. Ассортимент таких программ велик. Но при кажущемся их обилии надо отметить главное: это несистемный подход к решению рассматриваемой проблемы. Подобные компьютерные программы решают отдельные задачи автоматизации в здравоохранении часто в отрыве от науки и самой системы здравоохранения.
Фрагментарность решения проблемы автоматизации и массовое увлечение внедрением несертифицированных программ в здравоохранение отражают отсутствие государственного подхода к этой проблеме со стороны высшей медицинской школы. Сумма средств, затраченных на закупку подобных компьютерных программ в масштабах государства, думаю, астрономическая. А срок их жизни в режиме практической эксплуатации чаще измеряется минутами или часами. В лучшем случае, компьютерная программа функционирует в период работы при ней личности, ее породившей. Затем такие программы становятся невостребованными и забытыми.
Экономическая эффективность от подобной автоматизации медицинской отрасли имеет отрицательный баланс. Покупка и внедрение таких программ в практическое здравоохранение только дискредитирует внедрение современных автоматизированных информационных технологий и в дальнейшем не вызывает побудительных мотивов у врачей и организаторов к их освоению.
Для изменения сложившейся ситуации и оптимизации процесса применения современных автоматизированных информационных технологий в повседневной деятельности врачей, провизоров, организаторов здравоохранения, а также преподавателей высшей медицинской школы предлагается открыть в медицинских вузах кафедру “Автоматизированные информационные технологии в здравоохранении”.
Цель таких кафедр – дать на до - и последипломном этапах обучения при вузовском, послевузовском и дополнительном образовании знания, умения и практические навыки в области создания, функционирования и промышленной эксплуатации информационных систем и автоматизации медицинских технологий.
Создание данных кафедр позволит:
1. Обеспечить переход от теоретических знаний по медицинской кибернетике и медицинской информатике к практическому использованию современных автоматизированных информационных технологий в повседневной деятельности врача и организатора здравоохранения.
2. Превратить эти кафедры в учебно-методические центры, обеспечивающие обучение не только студентов, но и работников практического здравоохранения. При этом потребителями знаний рассматриваемой предметной области на кафедре будут:
l студенты – будущие врачи, провизоры, медицинские сестры с высшим образованием и т. д. (додипломное обучение);
l практические врачи–специалисты (дополнительное образование);
l организаторы здравоохранения и системы ОМС любого уровня (последипломное образование);
l начальники АСУ и вычислительных центров департаментов здравоохранения, территориальных Фондов ОМС и их структурных подразделений;
l преподаватели других кафедр медицинских вузов с целью повышения их квалификации;
l руководители и преподаватели однопрофильных кафедр (кафедра “Автоматизированные информационные технологии в медицине”) медицинских вузов (с целью освоения нового предмета, массива предметно ориентированных программных средств и освоения современных технологий преподавания).
3. На до - и последипломном уровне осуществить сквозное обучение применению автоматизированных информационных технологий в практической медицине. Это позволит специалисту не только разобраться в многообразии программных средств на рынке, но и непосредственно оснастить свое рабочее место новейшими информационными технологиями с целью оптимизации собственной профессиональной деятельности.
4. На единой методологической платформе с позиции системного подхода приступить к формализации медицинских знаний и медицинских технологий с целью обеспечения возможности их автоматизированной обработки и оптимизации доставки к конечному потребителю-пользователю (врач-специалист, организатор здравоохранения, преподаватель, ученый).
5. Готовить руководителей проектов (организаторов разработки программного обеспечения, системных аналитиков от здравоохранения, постановщиков задач) по автоматизации объектов здравоохранения, отдельных медицинских программ и задач на территориальном и федеральном уровнях. (Подобных специалистов в России нигде не готовят).
6. Проводить сертификационные циклы по применению автоматизированных информационных технологий в здравоохранении для:
l практических врачей;
l организаторов здравоохранения и системы ОМС;
l начальников АСУ и вычислительных центров департаментов здравоохранения, территориальных Фондов ОМС и их структурных подразделений;
l преподавателей других кафедр медицинских вузов;
l руководителей и преподавателей однопрофильных кафедр.
(Деятельность данных специалистов никем не сертифицируется, профессионально фактически не контролируется, а оценка их работы проводится по низким профессиональным критериям и не анализируется).
7. Провести сертификацию прикладных программных средств медицинского назначения в рамках формата требований и юридических полномочий Госстандарта РФ, Министерства здравоохранения РФ, Федерального Фонда ОМС.
8. Создать соответствующее учебно-методическое обеспечение преподавания автоматизированных информационных технологий в здравоохранении.
9. Создать Государственный образовательный стандарт (ГОС) по специальности “Автоматизированные информационные технологии в здравоохранении”.
10. Провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых автоматизированных информационных технологий в медицине (здравоохранении).
11. Оптимизировать внедрение достижений мировой медицинской науки в практику отечественной медицины (здравоохранения).
Для более быстрого и качественного исполнения данного предложения целесообразно:
1. Максимально использовать в качестве преподавателей кафедр специалистов – разработчиков автоматизированных систем медицинского назначения, методологические разработки которых глубоки и научно обоснованны.
(Многие фирмы-разработчики создают и внедряют автоматизированные информационные технологии в практическую деятельность здравоохранения и в системы ОМС с 1993 года по настоящее время. Опыт их обобщен и проанализирован на самом высоком научно-практическом уровне).
2. Использовать автоматизированные информационные технологии и программные комплексы медицинского назначения в качестве учебных пособий и реальных моделей в учебном процессе кафедр.
Это позволит использовать для обучения на до - и последипломном этапе реальные автоматизированные информационные технологии (реальные компьютерные программы с реальными базами данных) для всех субъектов и структур здравоохранения, включая автоматизированные рабочие места врачей-специалистов и служб ЛПУ.
3. Оснастить кафедры необходимыми средствами вычислительной техники, оргтехники, обеспечить возможность доступа в Интернет.
Настоящее предложение инициировано как актуальностью данной проблемы, так и необходимостью внедрения в практику обучения и практическую деятельность врачей-специалистов и организаторов здравоохранения указов президента РФ, федеральных законов, приказов Министерства здравоохранения РФ, Федерального Фонда ОМС по вопросам автоматизации и стандартизации профессиональной деятельности.
Дисциплина “Автоматизированные информационные технологии в экономике” включена в государственные стандарты высшего профессионального образования по экономическим специальностям, а в 1998 году выпущен учебник под редакцией Г. А.Титоренко с таким же названием. Исходя из этого, можно утверждать, что медицинская отрасль, в сравнении с экономической, уже отстает в этом направлении на сегодняшний день минимум на 3 года.
Реализация подобной программы обеспечит сохранение ведущей роли высшей медицинской школы в освоении и распространении передовых технологий.

О. Е. ЗЕКИЙ, доктор медицинских наук (кафедра семейной медицины ММА
им. И. М.Сеченова).

16.12.2012


Посмотрите также:
Какими болезнями можно заразиться от домашних животных?
Какими болезнями можно заразиться от домашних животных?

На сегодняшний день существует ряд заболеваний, которые являются общими для животных и людей....
Неприятное заболевание - геморрой
Неприятное заболевание - геморрой

  Геморроем называют далеко не смертельное, но очень неприятное заболевание, в народе...
Искусство татуировки
Искусство татуировки

  Татуировкой называют стойкий рисунок на теле человека, который получают с помощью...
Простуда: что предпринять?
Простуда: что предпринять?

Простуда – это достаточно легкое, но очень неприятное заболевание, которого легко...
Что представляет собой диетическое питание?
Что представляет собой диетическое питание?

Диетическое питание  - это некоторая система последовательного употребления в пищу...