Новое время – новые требования

> Официальный отдел > Качество медицинской помощи > Новое время – новые требования

Подготовке военно-медицинских кадров в период реформирования Вооруженных Сил нужно уделять особое внимание, так как требования времени выдвинули новые критерии оценки работы военных врачей. В связи с этим большое значение приобретает проблема последипломного образования. Долгие годы в Вооруженных Силах эффективно функционировала система подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования врачей. Однако современная законодательная база, принятие Закона “Об образовании” и новые концептуальные подходы к реформе в системе военного образования поставили перед медицинской службой МО РФ принципиально новые задачи. Одна из них – создание в стране крупных многоуровневых учебно-научных комплексов для выполнения государственного заказа на подготовку научных, научно-педагогических кадров, в том числе и военных врачей.

Особое место в системе образования занимает Государственный институт усовершенствования врачей Министерства обороны РФ. О специфике работы учреждения в интервью редакции “ВГ” рассказал его начальник, заслуженный врач РФ, академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы В. И. Хрупкин. – Валерий Иванович! В институте, которым Вы руководите, врачи совершенствуют профессиональную подготовку. Интересно, а как складывалась история его развития?

– Институт сформировался в тяжелых условиях Великой Отечественной войны. Именно потребности фронта продиктовали необходимость открыть в Москве, где находилось Главное военно-санитарное управление, мощный центр переподготовки и усовершенствования военных врачей. Вначале им стал Военно-медицинский факультет при ЦИУВ и временно развернутый в столице командно-медицинский факультет Военно-медицинской академии (до 1 сентября 1944 г.). В таком виде центр просуществовал до середины 50-х годов, а затем был закрыт ввиду сокращения Вооруженных Сил.

Однако технический прогресс, сосредоточение в Москве основных научных и организационных ресурсов, мощных военно-медицинских учреждений способствовали появлению учебного заведения для усовершенствования подготовки офицеров медицинской службы запаса и кадровых военных врачей.

В результате в 1968 году при ЦИУВ был открыт Военно-медицинский факультет, на котором около 30 лет решались многие вопросы подготовки военно-медицинских кадров. Дальнейшее развитие факультет получил в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР от 11 августа 1980 года. На ее основании были сформированы кафедры военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии, введена дисциплина – военно-медицинское снабжение.

Развитие специализированных видов медицинской помощи и реабилитации привели к созданию кафедры медицинской реабилитации и физических методов лечения. Кафедра оружия массового поражения и защиты от него переименовывается в кафедру военной токсикологии и медицинской защиты, появляется отдельная дисциплина – организация и тактика медицинской службы ВМФ.

Признанием высокого авторитета военно-медицинского факультета стало введение в 80-х годах новых видов последипломной подготовки – адъюнктуры и клинической ординатуры. Это позволило создать благоприятные условия для формирования собственных научно-педагогических школ и кадрового резерва, что стало особенно важным при создании института.

Дальнейшее развитие факультета было направлено на подготовку для военного здравоохранения врачей узких специальностей. Поэтому с 1994 года формируются дополнительно пять кафедр: военно-врачебной экспертизы, кардиологии, онкологии, урологии и гастроэнтерологии. Три отдельные дисциплины – ОТМС флота, военно-медицинское снабжение и философия, становятся самостоятельными кафедрами. С 1 октября 1997 года военно-медицинский факультет преобразован в Государственный институт усовершенствования врачей Министерства обороны России.

– Формирование института как самостоятельного образовательного учреждения невозможно без участия заинтересованных организаций и конкретных лиц. Кто оказал такому большому делу наибольшую помощь?

– Многие научные, организационно-практические вопросы, проблемы материально-технической базы решались благодаря постоянному вниманию к ним руководителей Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ. При непосредственном участии начальника тыла ВС – замминистра обороны РФ генерал-полковника В. И. Исакова и начальника Главного военно-медицинского управления МО РФ генерал-полковника медицинской службы И. М. Чижа институт стал самостоятельным учебным заведением и занял соответствующее место в системе подготовки военных врачей.

– Успешно выполнять любые задачи можно лишь при наличии высокопрофессиональных кадров. Как этот вопрос решается в институте?

– Чрезвычайно важным для обеспечения тесной связи системы усовершенствования с задачами, которые решает военно-медицинская служба, стало привлечение к руководству кафедрами главных специалистов Минобороны.

Предметом постоянной заботы руководства вуза и кафедр всегда было создание и развитие собственной научно-педагогической школы. Такие авторитетные ученые и педагоги как, профессора К. М. Лисицын, Е. В. Гембицкий, В. Т. Ивашкин, И. И. Дерябин, Ю. М. Полумисков, Л. М. Клячкин, П. Г. Брюсов, В. Г. Новоженов, А. И. Елькин, Г. П. Лобанов и многие другие начинали свою деятельность именно с научных школ и направлений.

Сейчас кафедры возглавляют опытные педагоги – генерал-майоры медицинской службы, профессора А. Л. Раков, Н. А. Ефименко, П. И. Мельниченко, полковники медицинской службы, профессора С. В. Литвинцев, А. М. Щегольков, М. Д. Ханевич и др.

– Какие задачи стоят перед коллективом института?

– За последние годы преподаватели сформировали гибкую, оперативно реагирующую на запросы времени и ход научно-технического прогресса в медицине и военном деле, систему управления содержанием учебного процесса.

Основная задача института – последипломное образование, сертификация и аттестация военных и гражданских врачей не только Министерства обороны, но и других министерств и ведомств. Сейчас проводится реформа военного, в том числе и военно-медицинского образования. Намечено открыть военно-медицинские факультеты при ММА им. И. М. Сеченова, других мединститутах. Все это предполагает безусловное возрастание роли последипломного образования и ГИУВ МО РФ, как методического центра послевузовского и дополнительного профессионального образования.

В институте 3 факультета и 18 специализированных кафедр. Обучение ведется по программам дополнительного образования (усовершенствование и профессиональная переподготовка) сроком от 1 до 12 месяцев, по программам послевузовского образования (интернатура – 11 месяцев, клиническая ординатура – 2–3 года, адъюнктура – 3 года).

Институт аттестовывает и выдает сертификаты врачам и медсестрам по 50 специальностям. Есть у нас и медицинское училище.

Постоянно совершенствуется система преподавания и управления учебным процессом. В программах учитываются новые взгляды на систему здравоохранения в целом, медицинское обеспечение войск, опыт работы военных медиков в локальных войнах и вооруженных конфликтах, при чрезвычайных ситуациях, а также анализ повседневной деятельности медицинской службы Вооруженных Сил.

Преподаватели перенесли даже акценты в обучении. Они ориентируют слушателей на:

l умение принимать решения в условиях сложной обстановки, нестандартно, с использованием широкого спектра средств технического, информационного и методического обеспечения;

l дальнейшее развитие научно обоснованного учебного процесса, свободное педагогическое экспериментирование, научный поиск путей повышения качества подготовки;

l применение методик индивидуального обучения, сочетание обязательных, факультативных, элективных и других избирательных курсов, расширение материальных и моральных стимулов образовательного роста;

l организацию и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области медицины и военно-медицинского образования.

– Сколько в год может учиться специалистов?

– Последипломную подготовку могут проходить от 1 500 до 2 500 человек. В последнее время наши преподаватели проводят выездные циклы подготовки. Это дает не только ощутимый экономический эффект, но и позволяет обучить, аттестовать и сертифицировать на рабочих местах значительно большее число врачей и среднего медицинского персонала, чем в Москве. Такая форма подготовки – перспективна. К нам уже сейчас обращается большое количество медицинских организаций с просьбой провести у них выездные циклы обучения с учетом специфики их работы.

– Потребность в дополнительном образовании делает необходимым расширение учебных программ и форм обучения. Что предпринимается в этом направлении?

– На всех кафедрах института ведется активная методическая работа. Организуются подразделения, внедряются в учебный процесс новые циклы подготовки. Повышается педагогическая культура преподавателей. На современном уровне находятся содержание и формы учебно-методических материалов, научное обоснование путей реформирования послевузовского и дополнительного профессионального образования военных врачей.

Институт обладает высоким научно-педагогическим потенциалом. У нас работают – 6 академиков и членов-корреспондентов различных академий, 5 заслуженных деятелей науки РФ, 47 докторов наук, 40 профессоров, 95 кандидатов наук и 59 доцентов.

Большую роль в повышении качества обучения и укрепления связей преподавателей института с военно-медицинскими частями и учреждениями стала стажировка, которая предусмотрена на 18 циклах обучения. Она проводится на базе общевойсковых соединений, госпиталей, поликлиник, кафедр военной и экстремальной медицины в вузах.

– Последипломное образование предполагает внедрение в практику новейших достижений науки и техники. Проводится ли в институте научная работа?

– В институте выполняется большой объем научных исследований, имеющих значение как для военно-медицинской службы, так и для гражданского здравоохранения. Наиболее важные направления:

l разработка вопросов психофизиологической оценки функционального состояния военных специалистов;

l юридическая регламентация медицинской деятельности;

l оптимизация сети лечебно-профилактических учреждений Министерства обороны;

l комплексный анализ наиболее значимых патологий военнослужащих срочной службы;

l применение современных эндовидеохирургических методов в лечении поражений внутренних органов и др.

Изданы руководства, учебники, монографии, различные пособия. Завершена работа над пятитомным фундаментальным изданием “Опыт медицинского обеспечения войск в Афганистане” под редакцией начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ, профессора генерал-полковника медицинской службы И. М. Чижа.

При оценке объема НИР в конце года отмечается, что кафедры выполняют до 70 % поисковых и инициативных тем. Среди них важное место занимают вопросы совершенствования хирургического лечения огнестрельных повреждений.

Научные исследования выполняются в содружестве с ведущими научными учреждениями Москвы, при тесном взаимодействии с главным и центральными госпиталями, военно-медицинскими научно-исследовательскими учреждениями и вузами.

– Диссертационные исследования одна из форм подготовки, связанная с научными изысканиями. Кто в институте занимается этой работой?

– Научно-исследовательская работа определяется Ученым советом института. Внимание, прежде всего, уделяется подготовке адъюнктов и клинических ординаторов, расширению военно-научной и научно-исследовательской работы, состоянию учебно-методической работы.

Четыре докторских диссертационных совета принимают к защите диссертации по семи специальностям – внутренние болезни, пульмонология, кардиология, хирургия, общественное здоровье и здравоохранение, токсикология, гигиена. В 2001 году защищено 33 кандидатских и 17 докторских диссертаций.

Из года в год увеличивается число диссертационных исследований, которые ведут преподаватели института или внешние соискатели.

Успешное выполнение учебной и научно-исследовательской работы немыслимо без соответствующей материально-технической базы. За тридцать лет она претерпевала различные изменения, но в целом неуклонно развивалась, несмотря на трудности, связанные с недостаточным финансированием.

– Основная проблема любого дела – материально-техническое обеспечение. Как Вам удается в нынешних условиях справляться с такими сложными задачами?

– Помещения и аудитории кафедры, в основном, хорошо оборудованы. С большим трудом, но нам удается пополнять книжные фонды, обновлять мебель. В 2001 году сдан в эксплуатацию шестиэтажный учебно-лабораторный корпус. На 2002 год запланирована сдача конференц-зала на 600 мест. Есть у нас лаборатория технических средств обучения с компьютерным классом. Хорошее состояние учебной аппаратуры и медицинской техники, различных технических средств обучения позволяют проводить занятия на современном уровне.

Основные клинические базы института – широко известные военные госпитали и реабилитационные центры, санатории, гражданские и ведомственные учреждения Москвы. Принципиально решен вопрос и о собственной клинической базе.

В основном институт справляется с поставленными задачами. Это, несомненно, стало возможным благодаря тому, что за 33 года в нем сложился работоспособный, творческий и дружный коллектив. У профессорско-преподавательского состава накоплен большой научно-педагогической опыт. Развивая его, мы продолжаем искать новые пути совершенствования работы, прилагаем все усилия для повышения качества последипломной подготовки военно-медицинских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

16.12.2012


Посмотрите также:
Флебологические заболевания
Флебологические заболевания

  Флебологией называют раздел медицины, изучающий диагностику и лечение различных...
Лазерная коррекция зрения
Лазерная коррекция зрения

 Лазерной коррекцией зрения называют очень эффективную и чрезвычайно безопасную методику...
9 способов как снять усталость
9 способов как снять усталость

В быстром ритме современной жизни, можно легко устать, как морально, так и физически. Так как...
Мягкие пяточки – мечта каждой женщины
Мягкие пяточки – мечта каждой женщины

Женщины часто встречаются с проблемой грубых пяток, с многочисленными трещинами на них. Это...
Решение принято! Вы решили родить ребенка.
Решение принято! Вы решили родить ребенка.

И так, вы решили что у вас будет ребенок. Многие супруги пускают зачатие ребенка на самотек, не...