КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ПЕРИОД 2002–2006 гг

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 3(46) март 2002 года > Концепция развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на период 2002–2006 гг

1. Анализ ситуации. Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых – недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа спортсооружений и не нехватка специалистов, является главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25 процентов от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований. Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи – необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия “спортом для себя” улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность, то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности.

2. Состояние проблемы. Существующую модель спорта и организационную структуру физкультурного движения во многом определяет господствующая в стране социальная философия. В течение нескольких десятилетий в России программно-нормативной основой физкультурного движения являлся физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне”. На нем базировались государственные учебные программы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях всех уровней. В спорте высших достижений предпочтение отдавалось олимпийским видам спорта, а основу национального олимпийского движения составляла массовость. Населению для занятий предлагался стандартизированный перечень видов спорта и физических упражнений.

С формированием рыночных механизмов государственная политика в области физической культуры не претерпела радикальных изменений в отношении генеральной цели, заключающейся в сохранении и укреплении здоровья граждан средствами физических упражнений и спорта. Именно поэтому государство не исключает финансирование физической культуры из средств бюджета, предусматривая при этом привлечение и других источников.

Физическая культура – это не только специфическая область человеческой деятельности, но и элемент общей культуры. Это обязывает государственные органы всех уровней определять политику и разрабатывать стратегию развития отдельных звеньев физкультурного движения именно с позиций этических норм и гуманистических ценностей. В то же время рыночные отношения диктуют свои законы функционирования отрасли и требуют применения методов управления, соответствующих современной форме экономических отношений. Это противоречие разрешимо путем использования экономических рычагов и стимулов в отношении физкультурно-спортивных сооружений и организаций, предоставляющих населению услуги физической культуры и спорта.

Формирование спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги должно отвечать идее гуманизации общества. Государственные органы управления при этом обеспечивают поддержку продвижения на рынке услуг, в первую очередь, олимпийских видов спорта и олимпийской культуры.

Олимпизм, интегрирующий в себе общечеловеческие ценности, и проверенный временем, способен удовлетворить потребности населения в занятиях физическими упражнениями и спортом и отвлечь подростков и молодежь от занятий теми видами, которые могут представлять для общества социальную опасность. Благоприятный режим кредитной и инвестиционной политики в этом случае будут иметь организации, предоставляющие населению желанные и благотворно-здоровые услуги. Данным организациям целесообразно предоставлять обоснованные льготы по налогообложению и коммунальным услугам.

3. Система физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. В сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге сложилась система субъектов физкультурно-спортивного движения, функционирующих на различных уровнях: коллективы физической культуры, спортивные клубы; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы; специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва; училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки; профильные образовательные учреждения; профильные научные организации; физкультурно-спортивные объединения – городские физкультурно-спортивные организации, городские спортивные федерации (союзы, ассоциации); региональный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта; региональное отделение Олимпийского комитета России; муниципальные организации физической культуры и спорта; - спортивные объекты различных форм собственности.

В соответствии с выше изложенным, важнейшее значение имеют следующие положения: компетенция органов государственной власти Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта; правовой статус и функции регионального отделения Олимпийского комитета России; правовой статус и функции физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций Санкт-Петербурга.

Сложившаяся система зарекомендовала себя как эффективная. Все ее элементы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Очевидно, в современных условиях требуется совершенствовать условия функционирования спортивных школ, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, центров олимпийской подготовки. Необходимо создать сборные команды города по видам спорта и объединенную сборную команду Санкт-Петербурга для участия во Всероссийских комплексных спортивных соревнованиях.

Повышение эффективности системы физической культуры и спорта предполагает: разработку механизма взаимодействия руководящих органов Санкт-Петербурга всех уровней и физкультурно-спортивных объединений и организаций города в области физической культуры и спорта; осуществление мер государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; участие городских управленческих структур в физкультурном образовании населения.

4. Цели и задачи совершенствования сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Стратегической целью совершенствования физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге является повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

На смену стратегии обеспечения здоровья и активного долголетия граждан путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний должна прийти наступательная стратегия, стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни является физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающая жизнеспособность систем и функций организма человека. Таким образом может быть разорван замкнутый порочный круг “болезни–лечение–болезни”.

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия. Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают ее и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

5. Основные направления в области политики развития сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге.

5.1. Совершенствование управления сферой физической культуры и спорта: обоснование организационной структуры управления отраслью; определение и разграничение функций, уровней взаимодействия между элементами системы управления; создание при Комитете по физической культуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга городского информационно-аналитического центра по физической культуре и спорту; разработка и принятие на уровне Городского собрания социального заказа на развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, разработка и принятие целевой комплексной программы “Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на период 2002–2006 гг.; представление предложений в Государственный комитет по физической культуре и туризму по вопросу статистической отчетности региональных комитетов по физической культуре и спорту.

5.2. Разработка нормативно-правовых основ управления сферой физической культуры и спорта на региональном уровне: подготовка и принятие Городским собранием Закона о развитии физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; разработка и принятие пакета нормативно-правовых документов по: финансированию отрасли; деятельности физкультурно-спортивных организаций города; налогообложению; рекламе спорта; лицензированию; кредитованию и инвестиционной политике; разработка и принятие документов по совершенствованию учета и отчетности на региональном уровне в сфере физической культуры и спорта; разработка и принятие Положения о паспортизации спортивных сооружений Санкт-Петербурга и мест, оборудованных для занятий физическими упражнениями.

5.3. Развитие массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением Санкт-Петербурга: создание условий для занятий физическими упражнениями и спортом различных слоев населения города (политика использования спортивных сооружений по их назначению; строительство и реконструкция недорогостоящих спортивных объектов и площадок, катков, теннисных кортов, выпуск спортивного инвентаря в соответствии с потребительским спросом); изучение спроса населения на услуги физической культуры и спорта; развитие сети услуг физической культуры и спорта (на спортивных сооружениях, по месту жительства и по месту работы/учебы/ населения, в детских дошкольных учреждениях, садах и парках культуры и отдыха); проведение смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы среди районов и муниципальных образований города; проведение массовых спортивных мероприятий (комплексных и по видам спорта).

5.4. Развитие спорта высших достижений на основе олимпийского спорта: сохранение в Санкт-Петербурге системы подготовки спортсменов высокого класса (ДЮСШ, СДЮШОР – УОР, ШВСМ – команды мастеров, сборные команды города); восстановление практики научно-методического обеспечения сборных команд города и ведущих спортсменов по видам спорта.

5.5. Научно-методическое обеспечение отрасли физической культуры: сбор данных, анализ и прогнозирование развития отрасли в городе; перспективное планирование; разработка новых методик и технологий двигательной активности различных половозрастных групп населения города; диагностика двигательных способностей детей и подростков; спортивная ориентация детей, подростков и взрослого населения для занятий в спортивных и физкультурно-оздоровительных группах.

5.6. Кадровая политика: обеспечение отрасли физической культуры физкультурными кадрами в соответствии с потребностью на основе формирования социального заказа; создание спортивной биржи труда Санкт-Петербурга с формированием банка данных свободных рабочих мест в отрасли физической культуры; создание условий для повышения квалификации работников отрасли (тренеров, педагогов-организаторов, инструкторов физической культуры, научных работников); аттестация тренеров и инструкторов по спорту.

5.7. Олимпийское образование населения: организация учебного процесса по олимпийскому образованию в учебных заведениях Санкт-Петербурга; пропаганда олимпийского спорта и олимпийского движения; формирование устойчивого интереса населения города к олимпийскому спорту, олимпийскому движению и здоровому образу жизни.

6. Приоритетные направления совершенствования сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Физкультурно-спортивным организациям, совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации необходимо создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч). Повышенное внимание должно быть уделено физическому воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.

Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.

Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, “трудных” подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).

Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача – стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подростков, молодежь.

В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления, местных физкультурно-спортивных организаций.

Следует переориентировать деятельность физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций Санкт-Петербурга с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма. Основой физкультурно-спортивного движения в городе должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.

Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Следует создать городскую и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации.

Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации – повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Пропаганда физической культуры должна базироваться на последних научных исследованиях и открытиях и способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умению владеть своим телом. Необходимо добиваться повышения уровня знаний населения в области гигиены и физической культуры.

Одним из важных направлений развития физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.

7. Первоочередные меры по развитию сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Заключения специалистов свидетельствуют, что в первую очередь необходимо обеспечить развитие рекреационного спорта, в котором используются доступные для широких слоев населения Санкт-Петербурга формы занятий физическими упражнениями в целях отдыха и развлечения. Приоритетным направлением в этой сфере является развитие сети услуг физической культуры и спорта. Это должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов населения в занятиях физическими упражнениями и любительским (массовым) спортом.

Перспективным представляется и развитие спортивного шоу-бизнеса, способного приносить не только прибыль, но и вовлекать в систематические занятия физическими упражнениями и спортом большие группы населения, в первую очередь детей и молодежь. Кроме того, развитие спортивного шоу-бизнеса является одной из наиболее эффективных форм пропаганды физической культуры и спорта, способствует формированию культа здорового тела.

Для формирования здорового образа жизни актуальным представляется также расширение олимпийского движения в городе, повышение эффективности деятельности организаций – участников олимпийского движения. Для успешного решения этой задачи требуется разработать положение об олимпийском образовании населения как основы гуманистического построения общества средствами физической культуры и спорта.

Совершенствование ресурсного обеспечения сферы физической культуры и спорта должно проводить за счет бюджетных и внебюджетных источников. В частности, для увеличения финансирования отрасли в Санкт-Петербурге необходимо развивать спортивный игорный бизнес, включающий проведение спортивных лотерей. Процент отчисления средств на развитие физической культуры и спорта от спортивного игорного бизнеса необходимо установить соответствующим юридическим документом.

Расширение пропаганды физической культуры и спорта и рекламы связано с разработкой новых форм организации этой деятельности. В частности, требуется ввести положение об обязательной пропаганде и наглядной агитации физической культуры и спорта на спортивных сооружениях и местах, оборудованных для занятий физическими упражнениями и спортом.

Политика подготовки специалистов физической культуры и спорта заключается в формировании социального заказа на трудовые ресурсы для отрасли в Санкт-Петербурге.

Ведущее место в системе физической культуры и спорта Санкт-Петербурга должна занять спортивная наука. Необходимо законодательно закрепить необходимость восстановления практики научно-методического обеспечения сборных команд города по различным видам спорта.

Целесообразно реализовать политику рыночного механизма управления физкультурно-спортивными организациями и спортивными сооружениями Санкт-Петербурга, основанную на дифференцированном подходе к инвестициям, кредитованию, налогообложению в зависимости от формы собственности этих организаций.

8. Функции Санкт-Петербургского городского информационно-аналитического центра по физической культуре и спорту.

8.1. Аналитическая деятельность: проведение мониторинга состояния сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; анализ уровня физической подготовленности различных социально-демографических групп населения.

8.2. Информационная деятельность: создание банка данных по услугам физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; создание и развитие платной справочной службы по услугам физической культуры и спорта населению и гостям города; создание банка данных по достижениям санкт-петербургских спортсменов на крупнейших соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, чемпионатах России и т. п.).

8.3. Методическая деятельность: разработка научно-методических программ занятий физическими упражнениями различной направленности; оценка эффективности методик спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

8.4. Диагностика двигательных способностей населения: определение спортивной пригодности детей и подростков – спортивная ориентация; оценка функциональных возможностей и определение двигательных режимов для различных категорий населения; выдача индивидуальных рекомендаций; тестирование психофизического состояния спортсменов.

8.5. Консультации по режимам питания: рекомендации по режимам питания спортсменов; рекомендации по режимам питания лиц, занимающихся физическими упражнениями.

8.6. Рекламная деятельность: реклама видов спорта: выпуск на договорной основе с предприятиями города новых торговых марок продукции с изображением олимпийских чемпионов и популярных спортсменов прошлых лет, названием видов спорта; олимпийской символики – по соглашению ОКР и МОК (шоколад, печенье, конфеты, парфюмерия, безалкогольные напитки, минеральная вода, печатная продукция, календари, буклеты и т. д.); реклама спортивных мероприятий, проводящихся в городе; реклама услуг физической культуры (издание собственной рекламной газеты).

8.7. Лицензионная деятельность: лицензирование деятельности предприятий, организаций и спортивных сооружений, оказывающих услуги физической культуры и спорта; лицензирование физических лиц на занятие деятельностью, связанной с услугами физической культуры и спорта.

8.8. Создание банка данных по спортивной базе города: паспортизация спортивных сооружений и мест, оборудованных для занятий физическими упражнениями; учет статистических показателей материально-технической базы физической культуры и спорта (классификация, характер использования и техническое состояние спортивных объектов, вид собственности – ведомственная принадлежность, фактическая загрузка и использование по назначению).

© ООО "Медицинская Пресса"
Медицинский Сервер MedCom
E-mail: webmaster@medcom. spb. ru

28.11.2012


Посмотрите также:
Факторы вызывающие нервные заболевания
Факторы вызывающие нервные заболевания

Центральная нервная система человека, а также железы внутренней секреции являются главными...
Позитронно - эмиссионная томография
Позитронно - эмиссионная томография

Беда человека в том, что он не просто смертен, а внезапно смертен. Это фраза Воланда из...
Гипоплазия эмали зубов
Гипоплазия эмали зубов

  Гипоплазия эмали зубов представляет собой достаточно специфическое, но, от этого не менее...
Вывод пьющего из запоя
Вывод пьющего из запоя

  Даже те люди, которым ни разу не «посчастливилось» иметь...
Зачем покупать полис ДМС?
Зачем покупать полис ДМС?

  Добровольный медицинский страховой полис – это то, что сможет значительно...