КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ПЕРИОД 2002–2006 гг

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 3(46) март 2002 года > Концепция развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на период 2002–2006 гг

1. Анализ ситуации. Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых – недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа спортсооружений и не нехватка специалистов, является главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25 процентов от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований. Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи – необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия “спортом для себя” улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность, то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности.

2. Состояние проблемы. Существующую модель спорта и организационную структуру физкультурного движения во многом определяет господствующая в стране социальная философия. В течение нескольких десятилетий в России программно-нормативной основой физкультурного движения являлся физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне”. На нем базировались государственные учебные программы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях всех уровней. В спорте высших достижений предпочтение отдавалось олимпийским видам спорта, а основу национального олимпийского движения составляла массовость. Населению для занятий предлагался стандартизированный перечень видов спорта и физических упражнений.

С формированием рыночных механизмов государственная политика в области физической культуры не претерпела радикальных изменений в отношении генеральной цели, заключающейся в сохранении и укреплении здоровья граждан средствами физических упражнений и спорта. Именно поэтому государство не исключает финансирование физической культуры из средств бюджета, предусматривая при этом привлечение и других источников.

Физическая культура – это не только специфическая область человеческой деятельности, но и элемент общей культуры. Это обязывает государственные органы всех уровней определять политику и разрабатывать стратегию развития отдельных звеньев физкультурного движения именно с позиций этических норм и гуманистических ценностей. В то же время рыночные отношения диктуют свои законы функционирования отрасли и требуют применения методов управления, соответствующих современной форме экономических отношений. Это противоречие разрешимо путем использования экономических рычагов и стимулов в отношении физкультурно-спортивных сооружений и организаций, предоставляющих населению услуги физической культуры и спорта.

Формирование спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги должно отвечать идее гуманизации общества. Государственные органы управления при этом обеспечивают поддержку продвижения на рынке услуг, в первую очередь, олимпийских видов спорта и олимпийской культуры.

Олимпизм, интегрирующий в себе общечеловеческие ценности, и проверенный временем, способен удовлетворить потребности населения в занятиях физическими упражнениями и спортом и отвлечь подростков и молодежь от занятий теми видами, которые могут представлять для общества социальную опасность. Благоприятный режим кредитной и инвестиционной политики в этом случае будут иметь организации, предоставляющие населению желанные и благотворно-здоровые услуги. Данным организациям целесообразно предоставлять обоснованные льготы по налогообложению и коммунальным услугам.

3. Система физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. В сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге сложилась система субъектов физкультурно-спортивного движения, функционирующих на различных уровнях: коллективы физической культуры, спортивные клубы; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы; специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва; училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки; профильные образовательные учреждения; профильные научные организации; физкультурно-спортивные объединения – городские физкультурно-спортивные организации, городские спортивные федерации (союзы, ассоциации); региональный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта; региональное отделение Олимпийского комитета России; муниципальные организации физической культуры и спорта; - спортивные объекты различных форм собственности.

В соответствии с выше изложенным, важнейшее значение имеют следующие положения: компетенция органов государственной власти Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта; правовой статус и функции регионального отделения Олимпийского комитета России; правовой статус и функции физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций Санкт-Петербурга.

Сложившаяся система зарекомендовала себя как эффективная. Все ее элементы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Очевидно, в современных условиях требуется совершенствовать условия функционирования спортивных школ, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, центров олимпийской подготовки. Необходимо создать сборные команды города по видам спорта и объединенную сборную команду Санкт-Петербурга для участия во Всероссийских комплексных спортивных соревнованиях.

Повышение эффективности системы физической культуры и спорта предполагает: разработку механизма взаимодействия руководящих органов Санкт-Петербурга всех уровней и физкультурно-спортивных объединений и организаций города в области физической культуры и спорта; осуществление мер государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; участие городских управленческих структур в физкультурном образовании населения.

4. Цели и задачи совершенствования сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Стратегической целью совершенствования физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге является повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

На смену стратегии обеспечения здоровья и активного долголетия граждан путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний должна прийти наступательная стратегия, стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни является физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающая жизнеспособность систем и функций организма человека. Таким образом может быть разорван замкнутый порочный круг “болезни–лечение–болезни”.

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия. Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают ее и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

5. Основные направления в области политики развития сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге.

5.1. Совершенствование управления сферой физической культуры и спорта: обоснование организационной структуры управления отраслью; определение и разграничение функций, уровней взаимодействия между элементами системы управления; создание при Комитете по физической культуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга городского информационно-аналитического центра по физической культуре и спорту; разработка и принятие на уровне Городского собрания социального заказа на развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, разработка и принятие целевой комплексной программы “Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на период 2002–2006 гг.; представление предложений в Государственный комитет по физической культуре и туризму по вопросу статистической отчетности региональных комитетов по физической культуре и спорту.

5.2. Разработка нормативно-правовых основ управления сферой физической культуры и спорта на региональном уровне: подготовка и принятие Городским собранием Закона о развитии физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; разработка и принятие пакета нормативно-правовых документов по: финансированию отрасли; деятельности физкультурно-спортивных организаций города; налогообложению; рекламе спорта; лицензированию; кредитованию и инвестиционной политике; разработка и принятие документов по совершенствованию учета и отчетности на региональном уровне в сфере физической культуры и спорта; разработка и принятие Положения о паспортизации спортивных сооружений Санкт-Петербурга и мест, оборудованных для занятий физическими упражнениями.

5.3. Развитие массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением Санкт-Петербурга: создание условий для занятий физическими упражнениями и спортом различных слоев населения города (политика использования спортивных сооружений по их назначению; строительство и реконструкция недорогостоящих спортивных объектов и площадок, катков, теннисных кортов, выпуск спортивного инвентаря в соответствии с потребительским спросом); изучение спроса населения на услуги физической культуры и спорта; развитие сети услуг физической культуры и спорта (на спортивных сооружениях, по месту жительства и по месту работы/учебы/ населения, в детских дошкольных учреждениях, садах и парках культуры и отдыха); проведение смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы среди районов и муниципальных образований города; проведение массовых спортивных мероприятий (комплексных и по видам спорта).

5.4. Развитие спорта высших достижений на основе олимпийского спорта: сохранение в Санкт-Петербурге системы подготовки спортсменов высокого класса (ДЮСШ, СДЮШОР – УОР, ШВСМ – команды мастеров, сборные команды города); восстановление практики научно-методического обеспечения сборных команд города и ведущих спортсменов по видам спорта.

5.5. Научно-методическое обеспечение отрасли физической культуры: сбор данных, анализ и прогнозирование развития отрасли в городе; перспективное планирование; разработка новых методик и технологий двигательной активности различных половозрастных групп населения города; диагностика двигательных способностей детей и подростков; спортивная ориентация детей, подростков и взрослого населения для занятий в спортивных и физкультурно-оздоровительных группах.

5.6. Кадровая политика: обеспечение отрасли физической культуры физкультурными кадрами в соответствии с потребностью на основе формирования социального заказа; создание спортивной биржи труда Санкт-Петербурга с формированием банка данных свободных рабочих мест в отрасли физической культуры; создание условий для повышения квалификации работников отрасли (тренеров, педагогов-организаторов, инструкторов физической культуры, научных работников); аттестация тренеров и инструкторов по спорту.

5.7. Олимпийское образование населения: организация учебного процесса по олимпийскому образованию в учебных заведениях Санкт-Петербурга; пропаганда олимпийского спорта и олимпийского движения; формирование устойчивого интереса населения города к олимпийскому спорту, олимпийскому движению и здоровому образу жизни.

6. Приоритетные направления совершенствования сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Физкультурно-спортивным организациям, совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации необходимо создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч). Повышенное внимание должно быть уделено физическому воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.

Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.

Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, “трудных” подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).

Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача – стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подростков, молодежь.

В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления, местных физкультурно-спортивных организаций.

Следует переориентировать деятельность физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций Санкт-Петербурга с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма. Основой физкультурно-спортивного движения в городе должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.

Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Следует создать городскую и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации.

Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации – повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Пропаганда физической культуры должна базироваться на последних научных исследованиях и открытиях и способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умению владеть своим телом. Необходимо добиваться повышения уровня знаний населения в области гигиены и физической культуры.

Одним из важных направлений развития физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.

7. Первоочередные меры по развитию сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Заключения специалистов свидетельствуют, что в первую очередь необходимо обеспечить развитие рекреационного спорта, в котором используются доступные для широких слоев населения Санкт-Петербурга формы занятий физическими упражнениями в целях отдыха и развлечения. Приоритетным направлением в этой сфере является развитие сети услуг физической культуры и спорта. Это должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов населения в занятиях физическими упражнениями и любительским (массовым) спортом.

Перспективным представляется и развитие спортивного шоу-бизнеса, способного приносить не только прибыль, но и вовлекать в систематические занятия физическими упражнениями и спортом большие группы населения, в первую очередь детей и молодежь. Кроме того, развитие спортивного шоу-бизнеса является одной из наиболее эффективных форм пропаганды физической культуры и спорта, способствует формированию культа здорового тела.

Для формирования здорового образа жизни актуальным представляется также расширение олимпийского движения в городе, повышение эффективности деятельности организаций – участников олимпийского движения. Для успешного решения этой задачи требуется разработать положение об олимпийском образовании населения как основы гуманистического построения общества средствами физической культуры и спорта.

Совершенствование ресурсного обеспечения сферы физической культуры и спорта должно проводить за счет бюджетных и внебюджетных источников. В частности, для увеличения финансирования отрасли в Санкт-Петербурге необходимо развивать спортивный игорный бизнес, включающий проведение спортивных лотерей. Процент отчисления средств на развитие физической культуры и спорта от спортивного игорного бизнеса необходимо установить соответствующим юридическим документом.

Расширение пропаганды физической культуры и спорта и рекламы связано с разработкой новых форм организации этой деятельности. В частности, требуется ввести положение об обязательной пропаганде и наглядной агитации физической культуры и спорта на спортивных сооружениях и местах, оборудованных для занятий физическими упражнениями и спортом.

Политика подготовки специалистов физической культуры и спорта заключается в формировании социального заказа на трудовые ресурсы для отрасли в Санкт-Петербурге.

Ведущее место в системе физической культуры и спорта Санкт-Петербурга должна занять спортивная наука. Необходимо законодательно закрепить необходимость восстановления практики научно-методического обеспечения сборных команд города по различным видам спорта.

Целесообразно реализовать политику рыночного механизма управления физкультурно-спортивными организациями и спортивными сооружениями Санкт-Петербурга, основанную на дифференцированном подходе к инвестициям, кредитованию, налогообложению в зависимости от формы собственности этих организаций.

8. Функции Санкт-Петербургского городского информационно-аналитического центра по физической культуре и спорту.

8.1. Аналитическая деятельность: проведение мониторинга состояния сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; анализ уровня физической подготовленности различных социально-демографических групп населения.

8.2. Информационная деятельность: создание банка данных по услугам физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге; создание и развитие платной справочной службы по услугам физической культуры и спорта населению и гостям города; создание банка данных по достижениям санкт-петербургских спортсменов на крупнейших соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, чемпионатах России и т. п.).

8.3. Методическая деятельность: разработка научно-методических программ занятий физическими упражнениями различной направленности; оценка эффективности методик спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

8.4. Диагностика двигательных способностей населения: определение спортивной пригодности детей и подростков – спортивная ориентация; оценка функциональных возможностей и определение двигательных режимов для различных категорий населения; выдача индивидуальных рекомендаций; тестирование психофизического состояния спортсменов.

8.5. Консультации по режимам питания: рекомендации по режимам питания спортсменов; рекомендации по режимам питания лиц, занимающихся физическими упражнениями.

8.6. Рекламная деятельность: реклама видов спорта: выпуск на договорной основе с предприятиями города новых торговых марок продукции с изображением олимпийских чемпионов и популярных спортсменов прошлых лет, названием видов спорта; олимпийской символики – по соглашению ОКР и МОК (шоколад, печенье, конфеты, парфюмерия, безалкогольные напитки, минеральная вода, печатная продукция, календари, буклеты и т. д.); реклама спортивных мероприятий, проводящихся в городе; реклама услуг физической культуры (издание собственной рекламной газеты).

8.7. Лицензионная деятельность: лицензирование деятельности предприятий, организаций и спортивных сооружений, оказывающих услуги физической культуры и спорта; лицензирование физических лиц на занятие деятельностью, связанной с услугами физической культуры и спорта.

8.8. Создание банка данных по спортивной базе города: паспортизация спортивных сооружений и мест, оборудованных для занятий физическими упражнениями; учет статистических показателей материально-технической базы физической культуры и спорта (классификация, характер использования и техническое состояние спортивных объектов, вид собственности – ведомственная принадлежность, фактическая загрузка и использование по назначению).

© ООО "Медицинская Пресса"
Медицинский Сервер MedCom
E-mail: webmaster@medcom. spb. ru

28.11.2012


Посмотрите также:
Краснуха у детей
Краснуха у детей

 Краснуха относится к детским заболеваниям, которое наиболее часто возникает в возрасте от...
Импланты – причина отказаться от простого протезирования
Импланты – причина отказаться от простого протезирования

Лишь около 20% людей на нашей планете могут похвастаться своими безупречными зубами. В России...
Причины артериальной гипертензии
Причины артериальной гипертензии

  Кровяное давление является, своего рода, показателем, который отражает давление потока...
Аргинин
Аргинин

  Как известно, аминокислоты являются основным строительным материалом человеческого...
Стрессы и депрессии чаще всего «виноваты» в импотенции
Стрессы и депрессии чаще всего «виноваты» в импотенции

Особое место в ряду причин мужской импотенции отведено психогенным факторам. Поскольку сильный...