В поборах с пациентов виновато не ОМС, а его отсутствие

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 7(10) сентябрь 1998 года > В поборах с пациентов виновато не ОМС, а его отсутствие

В последние месяцы в редакцию "МВ" все чаще начали поступать жалобы от жителей разных районов Ленинградской области. В письмах и звонках читатели выражают недоумение, почему в некоторых медицинских учреждениях с них берут деньги за лечебные или исследовательские процедуры, которые всегда были бесплатными, требуют разобраться, навести порядок. Звучат и нелицеприятные выпады в адрес системы обязательного медицинского страхования – мол, все из-за нее, раньше было лучше. Особое недовольство выражают жители Киришского района. Желая разобраться в этой ситуации, мы обратились за разъяснениями в Ленинградский областной фонд ОМС, страховые компании, к экспертам. И вот что удалось выяснить "МВ"

Больница, в которой с жителя области несправедливо потребовали заплатить деньги, явно не права. Но только ли в ней дело, только ли администрация стационара выходит за рамки своих полномочий, нарушая п. 1 сорок первой статьи Конституции РФ, в которой говорится, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета страховых взносов, других поступлений. Кто вообще в этом виноват? Все не так уж однозначно. Начнем с того, что обязанности всех субъектов оказания медицинской помощи достаточно четко разграничены федеральным законодательством. Определены на общероссийском и областном уровнях и перечни тех услуг, которые должны оказываться бесплатно. При составлении этих перечней специалисты исходили из трех вещей: во-первых, что (по медицинским статистическим исследованиям) действительно необходимо жителям конкретной территории, во-вторых, на что у государства хватит денег при рассчитанных объемах доходов, и в-третьих, какие услуги требует включить в перечень заказчик.
На последнем нужно остановиться особо. Заказчиков медицинских услуг в области два. Один из них – до недавнего времени муниципальные власти, а с нынешнего года Правительство Ленинградской области, поскольку именно оно выделяет деньги на страхование неработающего населения. Второй заказчик – это те, кто страхует работающее население, то есть предприятия, фирмы, учреждения. Заказчик заключает договор со страховой компанией, которая несет полную ответственность за оказание застрахованному медицинских услуг в том качестве и количестве, в котором это предусмотрено договором.
И, если администрация области как никак старается следить, чтобы взятый ею под свое "страховое крыло" народ не обижали, то предприятия проявляют удивительное безразличие к тому, как лечат их работников. Особенно наглядно видно это на примере все тех же Киришей, где местный "Нефтеоргсинтез" фактически в одиночку способен решить судьбу города, но до недавнего времени не предпринимал никаких усилий к тому, чтобы в отношении его работников выполнялся закон об обязательном медицинском страховании.
Дело в том, что в Киришском районе нет страховой организации (точнее, страховые организации просто не подпустили к местному здравоохранению). Иными словами, есть заказчики медицинских услуг, есть их исполнители, но нет гаранта качества и бесплатности. Права жителей района никто не защищает. Правда, существует некое Временное положение, которое возлагает функции страховщика на местное отделение областного Фонда ОМС, но функции эти фонд взял на себя с легко объяснимой неохотой: по закону, это государственное учреждение не имеет права работать как частная страховая компания, а по уму – не располагает для этого ни силами, ни средствами. И, хотя фонд все же не бросил киришан на произвол судьбы (точнее, местной ЦРБ, которая фактически никому не подчиняется), действовать ему приходится с постоянной оглядкой. Попробуй только отделение ЛОФОМС обратиться в суд, чтобы отстоять права застрахованного человека, в лучшем случае заявление не примут (у фонда нет страховой лицензии, а значит, права подавать такие иски), а в худшем – поставят перед прокуратурой вопрос об отмене Временного положения. Единственное, что в такой ситуации предлагается возмущенным горожанам – самим обращаться в суды. Но это – длинная канитель, на которую из-за 50 – 100 рублей пойдет не каждый. К тому же суды в районе финансируются на грани выживания.
Кто может разорвать этот порочный круг? Видимо, только "Киришинефтеоргсинтез". Предприятию, на котором работает большинство горожан, давно пора заключить договор на обязательное медицинское страхование своих работников. В противном случае их права так и останутся на уровне прав бомжей –ведь по областному закону люди, которые никем не застрахованы, берет под свое крыло так называемая "ответственная страховая организация", в ведении которой находятся приезжие и лица без определенного места жительства. Хорошенькое соседство! К счастью, руководство предприятия, кажется, поняло, что на одно добровольное медицинское страхование, которым охвачены его сотрудники, надеяться не стоит. Поэтому в ближайшие недели положение может резко измениться.
Рассказываем об этом так подробно потому, что пример Киришей характерен для многих других городов и районов области, в которых закон об ОМС или соблюдается не полностью, или не соблюдается вообще. Но в других районах действуют страховые компании, заметит читатель. Действуют, но недостаточно решительно. С момента введения в области системы ОМС случаи судебной защиты прав пациентов на бесплатное и качественное медицинское обслуживание можно сосчитать по пальцам, хотя повсеместно бесплатные медицинские услуги превращены в платные. В то же время в других регионах такая практика широко распространена и существует много судебных прецедентов по компенсации личных средств граждан, потраченных на лечение и вреда, нанесенного здоровью недоброкачественным оказанием медицинской помощи.
На более активные действия страховые компании стремится подвигнуть ЛОФОМС. "К рассмотрению каждого случая нарушений, – говорит заместитель исполнительного директора Фонда Дмитрий Васильев, – привлекаются специалисты отдела организации ОМС, юридические службы. Но самый мощный рычаг воздействия находится все же в руках страховых компаний. Без их усилий бороться с нарушениями закона со стороны монополистов – территориальных медицинских объединений – невозможно, и в этом отличие ситуации в области от положения дел в Санкт-Петербурге. Наряду со страховыми компаниями защиту прав пациентов в ближайшее время, по-видимому, будут осуществлять адвокаты, специализирующиеся в области медицины, социальной сферы. Это касается, прежде всего, необходимости судебного взимания средств за лечение травм и заболеваний, возникающих в результате противоправных действий. Дело это нелегкое, требующее кропотливой работы, но которое может помочь возвратить значительные денежные средства в систему здравоохранения.

 ГОРОДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПРОГРАММА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "Развитие экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе населению Санкт-Петербурга на период до 2001 года" (Проект)

(Публикуется с сокращениями)
1. Цель Программы и обоснование ее необходимости.
Цель Программы – повышение оперативности и качества оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, снижение смертности и инвалидности населения Санкт-Петербурга в результате несчастных случаев, острых заболеваний и обострения хронических заболеваний.
В 1998 году в Санкт-Петербурге произошло разделение служб скорой и неотложной помощи. С этого времени экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе оказывают государственное учреждение здравоохранения Городская станция скорой медицинской помощи (далее ГССМП) и отделения неотложной медицинской помощи при территориальных медицинских объединениях и поликлиниках, при этом неотложная помощь для детского и взрослого населения разделены (далее – отделения неотложной медицинской помощи взрослому населению и отделения неотложной медицинской помощи детскому населению).
Количество случаев смерти больных (пострадавших), наступившей до прибытия бригад скорой помощи, имеет тенденцию к росту: 1994 год – 4567 случаев; 1995 год – 4755 случаев; 1996 год – 6094 случая.
Рост числа случаев за 3 года составил 33,4%, что свидетельствует о снижении доступности и своевременности оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Основными причинами этого являются:
а) ухудшение технического состояния средств радиотелефонной связи:
– учрежденческая телефонная станция ГССМП выпуска 1957 года требует немедленной замены;
– система магнитозаписи разговоров практически вышла из строя;
– радиостанциями обеспечено около 50% автомашин ГССМП (по состоянию на начало 1998 года более половины имеющихся радиостанций находятся в аварийном состоянии);
б) отсутствие материальных условий для создания автоматизированной системы управления;
в) неполная замена парка санитарных автомашин;
г) несоответствие нормативам транспортной доступности для выездных бригад ГССМП в районах оз. Долгое, Купчино и Рыбацкое из-за отсутствия подстанций ГССМП;
д) низкая дисциплина участников дорожного движения и значительная загруженность основных транспортных магистралей города.
Рост количества смертей, наступивших до прибытия бригад ГССМП и рост количества смертей в стационарах в первые сутки после поступления (далее – досуточная летальность), свидетельствует об утяжелении исходного состояния больных и пострадавших. Отмечается рост криминогенного и техногенного травматизма.
За последние 3 года число задержек при направлении бригад ГССМП на вызовы составляет около 3–4%. Сложившаяся ситуация с состоянием материально-технической базы ГССМП и нарастающая сложность транспортной доступности для выездных бригад уже в ближайшее время приведут к увеличению задержек в направлении бригад ГССМП на вызовы, дальнейшему росту смертности и инвалидности при тяжелых травмах и внезапных заболеваниях.
Сотрудники скорой помощи социально не защищены, имеют низкую заработную плату, работают с устаревшим медицинским оборудованием, изношенным на 75%, нет сезонной формы одежды и обуви, нет надежных средств связи. С 1992 года прекращено планирование и строительство подстанций скорой помощи. По типовым проектам построены всего 4 подстанции из 24, остальные подстанции располагаются в приспособленных или перестроенных помещениях.
На организационном уровне отсутствуют современные алгоритмы диагностики и оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Неотложная медицинская помощь взрослому населению Санкт-Петербурга представлена 48 отделениями. На линии ежедневно в совокупности работает более 200 бригад в их числе бригады интенсивной терапии, линейные врачебные бригады санитарного транспорта по перевозке больных.
Количество вызовов бригад неотложной медицинской помощи взрослому населению возросло с 675 тыс. в 1995 году до 691 тыс. вызовов в 1996 году. В 1996 году обслужено 10769 больных с острым инфарктом миокарда. В 793 случаях врачам неотложной помощи взрослому населению осуществлялись реанимационные мероприятия, в результате которых 304 пациента были спасены.
Отделения неотложной медицинской помощи детскому населению оказывают круглосуточную бесплатную экстренную медицинскую помощь детскому населению в местах проживания на ограниченной территории зоны обслуживания во всех случаях возникновения острых и обострения хронических заболеваний.
В связи с изменившейся экономической ситуацией, ограниченным финансированием материально-техническая база отделений неотложной медицинской помощи детскому населению укрепляется недостаточно и не соответствует современным требованиям.
Отделения недостаточно оснащены медицинским оборудованием и инструментарием, санитарный транспорт не всегда пригоден для госпитализации и оказания медицинской помощи детям. Нуждаются в модернизации средства радиотелефонной связи, требуется дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации персонала. Необходим капитальный ремонт ряда помещений отделений неотложной помощи детскому населению или перевод их в другие помещения.
По статическим данным за 1996 год детскому населению численностью 799 203 человека оказывают неотложную помощь 26 отделений неотложной медицинской помощи с числом бригад – 65 и обслуженных вызовов – 157151.
В последние годы социально значимые службы – ГССМП и отделения неотложной медицинской помощи – испытывают при выполнении своих задач значительные трудности, связанные с ухудшением материально-технической базы (вследствие недофинансирования) и необходимостью в этих условиях оказания экстренной помощи возрастающему числу больных и пострадавших в исходно тяжелом состоянии.
На качество оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе оказывает большое внимание скорость прибытия бригады к больному (пострадавшему) и возможность оказания помощи на месте и во время транспортировки. Во многом качество помощи больному (пострадавшему) зависит так - же от состояния санитарного автотранспорта.
На 1 января 1998 года в автотранспортных предприятиях, подведомственных Комитету по здравоохранению (ГУЗ "Автобаза скорой и неотложной помощи" и ГУ "ОСАТ"), числится всего 1137 единиц транспортного средства, из них 542 (47%) по техническому состоянию подлежит списанию. Из общего количества автомашин на ГССМП и отделениях неотложной медицинской помощи числится 535 единиц, из которых подлежит списанию 272 (50,8%).
В период с 1995 по 1997 год списано 608 единиц автотранспорта, а приобретено всего 238. Создавшаяся ситуация может привести к серьезным проблемам в оказании экстренной медицинской помощи населению Санкт-Петербурга. Ежегодное обновление автопарка должно составлять не менее 150–160 единиц.
Отсутствуют современное информационное обеспечение, необходимое для оптимизации управленческих решений в обычных и чрезвычайных ситуациях.
Нет надежных средств телефонной и радиосвязи.
Процесс приема вызовов и направления бригад на вызовы не обеспечен компьютерными средствами. Не хватает современного медицинского оборудования, практически отсутствует оборудование для лабораторной экспресс-диагностики при оказании экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Не полностью разработаны стандарты помощи больным при неотложных состояниях.
Необходимость повышения качества оказания скорой и неотложной медицинской помощи в целях снижения смертности и инвалидности больных явилась основанием для разработки данной Программы.

2. Содержание Программы.
Программа предусматривает конкретные мероприятия по решению вышеизложенных задач в указанные сроки и состоит из трех частей:
I часть. Развитие Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга на период до 2001 года.
II часть. Развитие неотложной медицинской помощи взрослому населению Санкт-Петербурга на период до 2001 года.
III часть. Развитие отделений неотложной медицинской помощи детскому населению Санкт-Петербурга на период до 2001 года.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Реализация Программы позволит обеспечить надежность функционирования служб, что приведет к значительному сокращению времени прибытия бригад и повышению качества оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.
При реализации Программы:
1. В сфере оказания скорой медицинской помощи ожидается:
а) сокращение сроков прибытия бригад к месту вызова, что будет способствовать повышению доступности и эффективности оказываемой медицинской помощи;
б) более ранняя дифференцированная диагностика и, как следствие, современное оказание специализированной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
в) регулирование и учет всех потоков экстренной госпитализации в Санкт-Петербурге;
г) резервирование сил и средств медицины катастроф на случай чрезвычайных ситуаций без больших финансовых затрат.
2. В сфере оказания неотложной медицинской помощи взрослому населению:
а) сокращение сроков прибытия бригад к месту вызова.
3. В сфере оказания неотложной медицинской помощи детскому населению:
а) увеличение количества случаев прибытия бригад детской неотложной медицинской помощи по вызовам в течение первых 15 минут.
4. Общий необходимый объем
финансирования.
Общие затраты для реализации Программы составят около 135 172,875 тыс. руб., из них:
на первом этапе (1998 г.) – без финансирования;
на втором этапе (1999 г.) – 66 004,255 тыс. руб.;
на третьем этапе (2000 г.) – 29 855,496 тыс. руб.;
на четвертом этапе (2001 г.) – 39 313,124 тыс. руб.;

27.11.2012


Посмотрите также:
Аппаратная косметология, как способ борьбы со старением
Аппаратная косметология, как способ борьбы со старением

Современная женщина просто не имеет права быть не красивой, ведь на сегодняшний день...
Кожные новообразования
Кожные новообразования

  Как известно, у человека на коже могут присутствовать множество косметических дефектов:...
Что вам необходимо знать про УЗИ?
Что вам необходимо знать про УЗИ?

Как оказывается, сейчас многие не знают, что такое УЗИ и зачем даже предназначено данное...
Лечебные курорты Белоруссии
Лечебные курорты Белоруссии

С давних времен известно, что человек – это дитя природы, и оказавшись в ее лоне, он...
Министр здравоохранения РФ 1996—1998 Дмитриева Татьяна Борисовна
Министр здравоохранения РФ 1996—1998 Дмитриева Татьяна Борисовна

Доктор медицинских наук, профессор Дмитриева Татьяна Борисовна Родилась 21 декабря 1951 в г....