Наркомания в России: угроза нации

> Статьи > Прочие материалы по медицинской тематике > Наркомания в России: угроза нации

1. Наркомания в России: новые цифры и факты

Ежегодные доходы наркодельцов от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышают 400 млрд долларов США. По последним данным ООН, в настоящее время на планете употребляют марихуану почти 142 млн человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн, кокаин – 13,4 млн, героин и опиаты – 8 млн человек. Среди них устойчиво растет число граждан Российской Федерации.
По данным правоохранительных органов и органов здравоохранения на начало 2001 года общее число граждан России, регулярно употребляющих наркотики, превышает 2,2 млн человек. Но есть основания говорить о том, что эта цифра фактически приближается к трем миллионам.
Если на заседании Правительства РФ в начале сентября 1999 г. министр внутренних дел В. Рушайло докладывал о том, что на учете состоит 315 тыс. человек, регулярно употребляющих наркотики, то сегодня эта цифра возросла примерно на сорок тысяч человек.
В той или иной степени наркомания затрагивает около 30 млн человек, то есть практически каждого пятого жителя страны.
К 2001 году не осталось ни одного региона, в котором не употребляли бы или не распространяли наркотики. Наркомания окончательно превратилась в масштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству. Ведь по последним экспертным оценкам, каждый наркоман привлекает к наркотикам 13–15 человек, создавая тем самым своего рода “снежный ком” наркомании.
По самым приблизительным подсчетам потери от наркомании за последние два года превышают пять миллиардов рублей. Моральный же ущерб российскому обществу вообще не поддается никакому подсчету.
Наркомания в России продолжает “молодеть”. Сейчас более 60% наркоманов – люди в возрасте 16–30 лет и почти 20% – школьники. По данным Минздрава РФ средний возраст приобщения к наркотикам 15–17 лет, все чаще встречаются дети 11–13 лет. Участились случаи употребления наркотиков, в частности, в Москве, детьми 6–7 лет. Их приобщили к этому родители-наркоманы.
В Москве, Санкт-Петербурге, Самарской и Челябинской областях, практически все показатели подростковой наркомании превышают средние российские. Это объясняется прежде всего их особым географическим положением как своего рода “узловых центров наркопотоков”.
По последним опросам молодежи в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Самаре, Краснодаре, Хабаровске и других городах страны, а также в сельской местности Центральной России, основная причина роста наркомании среди молодежи все же социальная обстановка, утрата моральных ценностей и неверие в возможность самореализации.
В частности, в Волгограде более 60% опрошенных отметили, что на употребление наркотиков их толкнула ситуация, “когда некуда податься” и “неверие, что кто-то заинтересован в решении их проблемы”.
Особое внимание к проблемам наркомании важно и в связи с тем, что наркоманы становятся в последние годы основной причиной роста заболевания ВИЧ-инфекцией. В 1997–1998 гг. было выявлено почти 90% случаев заражения ВИЧ-инфекцией, связанных с внутривенным употреблением наркотиков. Установлена и причина заражения – использование общих шприцов и игл.
Наиболее тревожная ситуация в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Москве и Московской области.
Сложное положение складывается в местах лишения свободы, где сейчас содержится более 3,5 тысяч носителей ВИЧ-инфекции и больных СПИДом. Многие из них даже в зоне имеют доступ к наркотикам. Кстати, практически все больные – осужденные по статье 228 УК РФ – незаконное изготовление, приобретение, перевозка или сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Серьезной проблемой остается распространение наркотиков в Вооруженных Силах России. Это связано с тем, что с каждым годом растет число призывников, которые приходят в армию наркоманами. По последним данным практически каждый восьмой из призывников сталкивался с наркотиками в том или ином виде.
За 1998 г. в Вооруженных Силах было совершено 112 преступлений, связанных с распространением и употреблением наркотиков. В 1999 году их было уже более 200. Все больше число военнослужащих, находящихся сейчас в Чечне, употребляют наркотики. В 2000 году зафиксировано более двадцати случаев, когда наркотики получали военные федеральных сил в обмен на патроны, обмундирование и т. д.
Наркодельцы пытаются использовать военных и для доставки наркотиков. Например, в прошлом году на подмосковном аэродроме “Чкаловский” на военно-транспортном самолете была задержана партия героина весом более двух килограммов.
С наркоманией, в первую очередь, связано и увеличение числа ВИЧ-инфицированных военных, прежде всего за счет тех, кто стал наркоманом еще до призыва. К примеру, только через госпиталь Министерства обороны в Подольске, специализирующемся на диагностике ВИЧ-инфекции, в 1999 году прошло 200 военнослужащих, зараженных ВИЧ. А за первые полгода 2000 года уже 260. Заместитель начальника госпиталя Б. Лазанко заметил, “отношение количества наших, “вычисленных” больных к тем, кто служит в армии, ни о чем не подозревая, примерно 1 к 10”.
По данным Государственного таможенного комитета РФ в 2000 году продолжался процесс изменения структуры рынка наркотиков на территории Российской Федерации. Растительные наркотики (маковая соломка, гашиш, марихуана) продолжают вытесняться другими видами, преимущественно продуктами переработки опийной группы и синтетическими средствами.
Массовый выброс героина на российский рынок привел к тому, что за последние три года цена одного грамма чистого героина в Москве упала с 240 до 40–45 долларов. Героин стал самым доступным из всех “тяжелых” наркотиков. Приходится констатировать, что героин стал сегодня “общенациональным” наркотиком.

2. Наркомания и преступность

Наркомания, по-прежнему, крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране. Число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, в 1999 г. увеличилось на 13,3%. Прошлый год подтвердил эту тенденцию. Только в Москве за последние пять лет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выросло в 6,7 раза и составило в 2000 году 14 тысяч.
Помимо этого налицо тенденция роста – примерно на 3–4% – краж и других хищений имущества граждан и организаций наркоманами с целью получить средства для приобретения наркотиков.
Среди преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, значительно увеличилось число тех, которые имеют отношение к незаконному изготовлению, приобретению или хранению наркотических средств и психотропных веществ с целью сбыта либо их сбыт. Удельный вес таких преступлений за последние два года вырос с 15,5% до 21,0%.
Следует обратить внимание на то, что торговля наркотиками – один из каналов получения крупных финансовых средств чеченскими незаконными вооруженными группировками.
В ряде регионов, в частности, в Красноярском крае, в Свердловской области преступные группировки, возглавляемые выходцами из Чечни, перекачивали в эту республику по различным каналам до 40 процентов от выручки. В свою очередь, они обеспечивались информацией о новых каналах поставки наркотиков, в частности, из Афганистана, от руководства боевиков.

3. Основные каналы поставки наркотиков

В 1999–2000 гг. обстановка в Российской Федерации, связанная с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, оставалась весьма сложной.
Последние два года наркодельцы предпринимали многочисленные попытки по доставке в Россию крупных партий наркотиков, особенно наиболее опасных, типа героина. Очевиден переход к политике массированного выброса на рынок наркотиков на территории практически всей страны.
Часто стали задерживать партии героина свыше килограмма, а партий марихуаны – более тонны. Но бывают случаи и более масштабные. В прошлом году в Новгородской области у таджиков в автомашинах было найдено 14,6 кг героина.
В Санкт-Петербурге сотрудниками милиции и УФСБ была задержана партия таблеток экстази в количестве 2 500 штук (самая крупная партия этого наркотика, когда-либо задержанная в городе), общая стоимость которой превышает 50 тыс. долларов.
Этот перечень можно продолжать достаточно долго.
Ключевым каналом поставок наркотиков, прежде всего героина, является Таджикистан. Здесь наркобизнес приобрел общенациональные масштабы, став практически основным источником поступления средств для вооруженной исламской оппозиции. Однако нередки случаи, когда наркогруппировки в республике работают под прямым прикрытием и при содействии местных властей или спецслужб (весьма интересен в этом отношении доклад “Наркотрафик на великом шелковом пути: безопасность в Центральной Азии”, изданный Московским Центром Карнеги (можно найти в Интернете на сайте www. carnegie. ru).
С 1993 года по начало 2001 года только в районе таджикско-афганской границы российские пограничники задержали около 10 тонн(!) различных наркотических веществ, пятую часть которых составлял чистый героин. Причем, по их собственной оценке, это примерно 10–12% от общего объема все же переправленного через границу наркотика.
Наркотики, в основном, доставляются на территорию республики из Пакистана и Афганистана, но также активно налаживается крупномасштабное производство героина и в Таджикистане (для сведения: создание подпольной лаборатории с оборудованием и персоналом обходится примерно в 30–35 тыс. долларов. Такая лаборатория производит от 10 до 30 кг героина в месяц). Следует ожидать, что в ближайшие годы до 60% героина, поступающего в Россию, будет таджикского производства.
По мнению Государственного таможенного комитета РФ, которое разделяется и другими силовыми ведомствами, особое беспокойство вызывает обстановка на границе с Казахстаном. В последние годы на этом направлении было задержано более сотни наркокурьеров, перевозивших, например, марихуану грузовиками. Это во многом связано с тем, что наркомафия проявляет особое внимание к Сибири и Дальнему Востоку. При этом маршрут через Сибирь и Урал у наркодельцов считается более надежным, чем доставки в Москву или Санкт-Петербург из Средней Азии.
Принципиально важно и то, что на границе с Казахстаном отсутствует надлежащая охрана Государственной границы России и действует упрощенная процедура таможенного контроля. Практически невозможно, особенно при отсутствии на всех точках пересечения границы специального оборудования, обеспечить эффективную проверку грузового транспорта, идущего в Россию.
С Украины сократились поставки маковой соломки. Теперь доминируют гашиш и марихуана. Все чаще украинские контрабандисты стремятся обеспечить доставку наркотиков транзитом через Белоруссию.
На границах с прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе также при сокращении объемов маковой соломки и марихуаны возросла контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетамина и экстази.
Из Германии, Польши и Нидерландов по-прежнему идет основной поток синтетических наркотиков: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД.
Участились случаи использования курьерской почты для доставки ряда наркотиков, в частности, ЛСД из США и стран Западной Европы.
Поставки кокаина, как и прежде, в основном идут из Латинской Америки через курьеров, однако возможности рынка кокаина в России ограничены его высокой стоимостью и большими транспортными расходами, а также высоким риском обнаружения.
На границе России с Китаем активно продолжались попытки контрабандного ввоза наркосодержащих, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов. Основным наркотиком, ввозимым с территории Китая, остается эфедрин, используемый для технологии получения таких наркотиков как эфедрон, первитин, меткатинон и метамфетамин, причем даже в домашних условиях.
Распространение наркотиков на территории Российской Федерации одна из наиболее доходных статей организованных преступных групп. Примерная оценка оборота наркорынка в 1999 г. – 1,9 млрд долларов США, а в 2000 г. – более 2,1 млрд долларов США. Причем, основная часть этих средств вкладывается в теневую экономику и вывозится за рубеж, в том числе после процесса интенсивного “отмывания” наркорублей и наркодолларов в России.
Наблюдается все более ярко выраженный этнический характер группировок, занимающихся распространением наркотиков. Это, прежде всего, таджикские и афганские группировки, действующие в Москве и других крупных городах, китайские и корейские группировки на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Сибири, азербайджанцы и цыгане.
Активно действует, особенно, в Москве, нигерийская группировка торговцев героином, которая, в основном, нанимает для уличного распространения граждан России, в том числе женщин, и представителей других стран СНГ. Хотя она стала явно уступать таджикской наркомафии.
В процесс распространения наркотиков втягиваются самые различные слои населения – от молодежи до пенсионеров. Недавно, например, сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Екатеринбурга задержали женщину 47 лет, кондуктора троллейбусного парка, которая торговала героином прямо в троллейбусе(!).
За последние годы активизировались контакты преступных группировок, действующих на территории России, с наркомафией за рубежом. Это связано с тем, что Россия начинает играть еще большую роль в качестве “наркомоста” между Средней Азией и Афганистаном, Пакистаном, Западной Европой и США. Сейчас есть все основания говорить о том, что российская наркомафия окончательно интегрировалась в мировую наркосеть.
Одним из примеров может быть операция, проведенная совместно спецслужбами России и США, в результате которой на территории России было изъято 64,5 кг кокаина, который направлялся из Колумбии в США через Россию в большом прессовочном станке.
На территории Российской Федерации в последние три года ежегодно ликвидировалось более 50 подпольных лабораторий по производству наркотиков, в том числе сильнодействующих синтетических.

4. Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России

Позитивно то, что в течение последних двух лет все же наметился перелом в отношении к проблемам и борьбе с наркоманией со стороны высших эшелонов власти. Во многом это связано с возросшим осознанием того ущерба, который наркомания наносит обществу, и с тем, что отказ от активных действий в отношении наркомафии в России с неизбежностью вызовет самую негативную реакцию в мировом сообществе.
В 1999 г. руководство страны признало, что “далеко не всегда эффективны наши усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков”. Тогда же Б. Ельцин призвал лидеров среднеазиатских государств (откуда идет основной поток наркозелья в Россию) активизировать усилия по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотиков и развивать принцип тесной координации и сотрудничества в этой области.
В этом же году состоялось специальное заседание Совета Безопасности Российской Федерации “О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими”.
Вопросы борьбы с наркоманией дважды рассматривались за последние два года на заседаниях Правительства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации В. Путин в выступлениях и на встречах с общественностью, неоднократно обращал внимание на важность борьбы с распространением наркотиков, в том числе и в контексте борьбы с международным терроризмом (для специалистов не секрет, что с начала 2000 года чеченскими экстремистами был налажен новый канал транспортировки героина через Турцию и Албанию в Западную Европу).
Ключевым шагом в решении многих проблем, связанных с борьбой с наркоманией, явилось принятие в 1998 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального Закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”. Он позволил обеспечить более адекватную правовую основу для деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения.
Рост числа заболеваний ВИЧ-инфекцией среди наркоманов заставляет власть и медицинские службы во многом по-новому взглянуть на эту проблему. Речь идет о том, что, возможно, надо будет начинать работать по общефедеральной программе, предусматривающей бесплатный обмен одноразовых шприцев для наркоманов в анонимных пунктах и организации на их базе широкой разъяснительной работы.
Первый такой пункт был открыт в Калининграде (где зарегистрировано самое большое число заболевших – более 2 500 человек) и его деятельность, по оценке и медиков, и правоохранительных органов, дает обнадеживающие результаты.
Однако общее состояние системы наркологической помощи остается крайне неудовлетворительным, прежде всего из-за нехватки финансирования. В 1999 г. по стране ее потребности были удовлетворены лишь на 17–21%, а в некоторых регионах даже меньше чем на 14%. В 2000 году ситуация к лучшему не изменилась. По оценкам специалистов, выделяется по-прежнему не более 20% от требуемых средств.
Как позитивный пример можно привести работу региональной и местной властей. Они гораздо активнее, даже, несмотря на финансовые проблемы, стали обращаться к проблеме наркомании. Почти в трети субъектов Федерации действуют дополнительные региональные законодательные акты, направленные на усиление борьбы с наркоманией.
В 2000 году было открыто много разных частных центров и клиник для лечения больных наркоманией. Но этот процесс сопровождается появлением откровенно непрофессиональных структур, которые не в состоянии оказать больным реальную помощь и которые однозначно ориентированы лишь на выкачивание средств из родственников наркоманов.
За последние два года значительно активизировались средства массовой информации страны. В общефедеральной и региональной прессе было опубликовано более 3 тысяч материалов на эту тему, включая выступления авторитетных медиков и специалистов, музыкантов и спортсменов. Это и акция “Комсомольской правды” под девизом “Слезь с иглы”, и материалы в газетах “Московский комсомолец” и “Сегодня”.
Очень позитивную роль сыграло появление рекламных роликов против наркотиков на ведущих телеканалах страны, прежде всего на НТВ. По оценкам многих специалистов, прямое публичное обращение к данной теме с телеэкрана через рекламу и в специальных передачах (программы “Сумерки” и “Суд идет” на канале НТВ), позволило стимулировать работу по противодействию наркомании в учебных заведениях, заставило многих родителей со всей серьезностью взглянуть на эту проблему.
К сожалению, в связи с финансовым кризисом августа 1998 г., количество передач подобной направленности в последний период стало сокращаться.
Важной силой в борьбе с наркоманией являются родители юношей и девушек, страдающих от наркотиков. В Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Хабаровске и многих других городах действует общественное движение “Матери против наркотиков”. За последний год члены этого движения прочитали более 10 тыс. лекций в школах и вузах, в воинских частях и летних лагерях. В Москве почти в 200 школах реализуется целевая программа по профилактике наркомании.
Очень важный позитивный пример – издание в этом году книги В. Майтовой “Исповедь матери бывшего наркомана”, которая не только дает большой фактический материал, но и ориентирует родителей и преподавателей как нужно действовать, если подросток встал на путь употребления наркотиков (с ней можно познакомиться в Интернете на сайте www. maytova. narod. ru).
В Набережных Челнах издается газета “Доверие”, которую одноименный фонд распространяет через Городской наркодиспансер и Центр борьбы со СПИДом, а также раздает молодежи на дискотеках.
Но пока таких примеров все же мало.
Нужно отметить, что в обществе начинает формироваться более жесткое отношение к распространителям наркотиков. В частности, губернатор Омской области Л. Полежаев, выступая в марте 1999 г. в Совете Федерации, предложил, основываясь на требованиях жителей области, провести в России референдум по вопросу об ужесточении уголовного законодательства за незаконное производство и распространение наркотиков. В Омской области за введение смертной казни для наркодилеров высказалось 443 тыс. из 500 тыс. опрошенных граждан. С той же позиции выступило и большинство опрошенных в прошлом году жителей Волгограда и Екатеринбурга.
Депутаты Тольяттинской городской Думы направили Президенту РФ В. Путину письмо, в котором также требуют ввести смертную казнь за распространение наркотиков (по мнению врачей города, в 800-тысячном городе наркозависима уже почти пятая часть населения).
Однако нельзя не обратить внимание на то, что усилились и попытки, со стороны ряда общественных структур, в частности, мало пока известной, но весьма активной Радикальной партии, организовать движение за легализацию “легких наркотиков”. Для этой цели особенно целенаправленно используется, между прочим, Интернет.
Важное значение для борьбы с наркоманией имело усилившееся за последние годы взаимодействие правоохранительных и таможенных органов Российской Федерации. В 1998 г. был создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России.
В 1998 г. для расширения координации взаимодействия с соответствующими службами Белоруссии, Казахстана, Киргизии в представительствах таможенной службы России в этих государствах были назначены офицеры связи по вопросам с незаконным оборотом наркотиков.
Одной из основных форм взаимодействия ГТК России с таможенными службами и правоохранительными органами зарубежных государств является организация и проведение контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ. Это наиболее эффективная форма правоохранительной деятельности по выявлению и перекрытию каналов контрабанды наркотиков, а также изобличение основных ее участников.

5. Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу

Нужно откровенно признать, что прогноз на ближайшую (три-пять лет) перспективу весьма неблагоприятный при сохранении нынешней динамики роста наркомании в стране и пока еще слабой эффективности действий органов власти.
Можно ожидать дальнейшего изменения рынка наркотиков в сторону расширения контрабанды наркотиков и географии распространения героина и опиатов, дальнейшего омоложения тех, кто употребляет наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.
Основные причины этого:
– ухудшение социально-экономической обстановки во многих регионах страны, в частности, после финансового кризиса 1998 г., значительный рост уровня безработицы среди молодежи и детской беспризорности (около 2 млн беспризорников сегодня насчитывается в масштабах страны);
– усиление негативных политических и социально-экономических тенденций в ряде стран СНГ, прежде всего, в Таджикистане, стимулирующих резкий рост объемов поставок наркотиков и наркосодержащих препаратов в Российскую Федерацию;
– ограниченные возможности (как организационно-технические, так и финансовые) таможенных органов России по пресечению незаконного ввоза наркотиков в страну;
– значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и одурманивающих веществ, а также использование России в качестве одного из основных каналов нелегальной транспортировки наркотиков из Афганистана, Пакистана и Средней Азии в Западную Европу и США;
– сверхвысокая доходность операций с наркотиками для преступных группировок как в России, так и за ее пределами;
– крайне неудовлетворительное положение с финансированием министерств и ведомств, борющихся с наркоманией и лечение больных наркоманией.
При таком положение дел общее число наркоманов в России к 2003–2005 гг. может превысить 3 млн человек.
Наиболее опасно не увеличение количества употребляющих наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества, а омоложение наркомании, то есть прямая потеря страной значительной части интеллектуального и физического резерва. Это крайне негативная тенденция происходит на фоне общего сокращения численности населения страны.
С полным основанием сегодня можно говорить о том, что существует реальная угроза национальной безопасности со стороны международного наркобизнеса, и даже о “наркотерроризме” в отношении России.

6. Что делать дальше?

Прежде всего, важно, чтобы проблема наркомании постоянно оставалась в поле зрения и государственных органов власти, и населения. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией и превентивные меры, окупаются сторицей по сравнению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий роста употребления наркотиков. Нужно официально признать, что наркомания является огромной общегосударственной проблемой, требующей принятия комплекса мер как внутри России, так и в содружестве с мировым сообществом.
Принципиально важно предусмотреть в бюджете Российской Федерации на ближайшие пять лет выделение необходимых средств в размере не менее 2-2,5 млрд рублей ежегодно для противодействия наркомании и обеспечения нормальной деятельности органов здравоохранения.
С этой точки зрения должна найти полную поддержку Федеральная целевая программа по борьбе с наркоманией, которую продвигает МВД РФ.
Помимо этого, необходимо создание Федерального внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии со статьей 42 федерального Закона “О наркотических и психотропных веществах”.
Необходимо активизировать работу Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, усилив координацию министерств и ведомств, а также органов власти субъектов Российской Федерации по данной проблеме.
Также необходимо завершить создание нормативно-правовой базы в соответствии с федеральным Законом “О наркотических средствах и психотропных веществах”.
Для борьбы с наркоманией в общефедеральном масштабе нужно организовать систематическое проведение в учебных заведениях занятий по правовой и антинаркотической пропаганде, обеспечив преподавательский состав необходимыми информационными и справочными материалами.
Необходимо усиливать антинаркотическую пропаганду через средства массовой информации, рассматривая ее как одну из наиболее важных частей социальной рекламы. При этом позитивным фактором была бы целевая поддержка со стороны государственных органов тех СМИ, которые играют наиболее активную роль в антинаркотической пропаганде.
Необходимо переместить центр борьбы с наркоманией на региональный и местный уровни, значительно усилив финансовую и организационную поддержку органов здравоохранения и образования в субъектах Российской Федерации.
Необходимо решить в оперативном порядке вопросы усиления пограничного и таможенного режимов на границе с Республикой Казахстан, а также развертывания сил и средств Федеральной пограничной службы России на границе с Казахстаном с целью противодействия наркопотоку из Средней Азии.
Безусловно требуется выделение дополнительных средств, увеличение штатной численности и улучшение технического оснащения таможенных органов и других силовых структур, осуществляющих реальную борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
На межгосударственном уровне необходимо, прежде всего, в рамках СНГ, заключение дополнительных договоров и соглашений по координации усилий по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков.
Конечно, меры такого рода могут привести к определенным позитивным изменениям, но они должны быть дополнены широкой общественной кампанией. Ведь опыт многих стран, в частности, США, показывает, что средства, использованные на антинаркотическую пропаганду, дают реальный эффект в достаточно сжатые сроки (только за последние два года в США потребление наркотиков в молодежной среде сократилось на 21%).
Учитывая ограниченность бюджетных средств, принципиально важно, чтобы к антинаркотической кампании подключились крупные финансовые и промышленные структуры страны. Нужно, чтобы российские бизнесмены стали инициаторами появления в СМИ, прежде всего, на телевидении, новой и ориентированной в основном на молодежь социальной рекламы, чтобы они несли ответственность за появление в массовом масштабе доступно написанных книг и брошюр о вреде наркотиков.
Серьезным потенциалом, который уже активно используется, обладает Русская православная церковь. Необходимо, чтобы со стороны церкви, а также других религиозных конфессий, прозвучал коллективный призыв ко всему российскому обществу уделять больше внимания борьбе с наркоманией.
Совершенно очевидно, что подходит к концу этап в развитии российского общества, когда еще не поздно попытаться скоординированными усилиями государственных и общественных структур изменить сложившуюся тревожную ситуацию. Если время будет упущено, то Россия прочно займет в мировом сообществе место “наркогосударства”, к которому будет и соответствующее отношение других стран.

Аналитический доклад Совета по внешней и
оборонной политике Российской Федерации 16.12.2012



Посмотрите также:
Заболевание сосудов
Заболевание сосудов

  Заболевания сосудов являются одной из самых распространенных причин, которые приводят к...
Почему люди теряют слух и как распознать проблему?
Почему люди теряют слух и как распознать проблему?

Проблемы со слухом – это весьма неприятное нарушение работы слухового аппарата человека....
Не оставляйте боли в груди без внимания!
Не оставляйте боли в груди без внимания!

  Рак груди представляет собой заболевание, которое является лидирующим среди женщин во...
Дисплазия тазобедренного сустава у новорожденного
Дисплазия тазобедренного сустава у новорожденного

Дисплазия тазобедренного сустава – это заболевание, которое чаще всего встречается у...
Контактные линзы для здоровья
Контактные линзы для здоровья

Зрение человека – это сложный механизм. Мы способны различать тысячи цветов и оттенков,...