Организация работы по профилактике заболеваний в Ставропольском крае

> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Организация работы по профилактике заболеваний в Ставропольском крае

На состоявшейся 9 июня 2001 года встрече президента Российской Федерации В. В. Путина с группой делегатов IV (ХХ) Всероссийского Пироговского съезда врачей главный редактор “Врачебной Газеты”, профессор Г. А. Комаров поднял вопрос о том, что между врачами и населением произошел разрыв информационной связи, что существенно ухудшило профилактику заболеваний, увеличив потребность в лечебной помощи. Президент страны согласился с тем, что это важнейший ресурс, восстановление которого следует осуществлять незамедлительно. Начиная с этого номера газеты, мы будем регулярно публиковать материалы, в которых медики страны поделятся опытом по профилактике заболеваний.
В связи с ухудшением состояния здоровья населения очень остро встает вопрос о повышении роли медицинской профилактики с акцентом на гигиеническое обучение и формирование здорового образа жизни.
Анализируя работу по реализации концепции развития здравоохранения на Ставрополье, министр здравоохранения края Н. А. Шибков отметил, что в крае заметно ослабла система медицинской профилактики. Действительно, в систему ОМС, введенную в крае более семи лет назад, профилактические мероприятия не вошли, поэтому они и не финансировались в полном объеме. Как и во всей стране, на Ставрополье профилактика, особенно неинфекционных заболеваний, начала сворачиваться, что, естественно, повлекло за собой рост заболеваний и позднюю их диагностику. Это особенно ярко проявилось во фтизиатрических, венерологических, онкологических и других службах.
Вот почему руководство края вынуждено было принять даже в этих, плохо финансируемых условиях, меры по совершенствованию системы профилактики. После ликвидации в России Домов санитарного просвещения в крае удалось создать новую систему. Дом санитарного просвещения был присоединен к мощному в то время краевому врачебно-физкультурному диспансеру. В результате появилось принципиально новое и, как оказалось, высокоэффективное медицинское учреждение – Краевой диспансер здоровья (с 1 января 2001 г. – Краевой центр ЛФК и спортивной медицины). Служба профилактики заняла в нем свое место в виде краевого отделения профилактики неинфекционных заболеваний. В учреждениях здравоохранения городов и районов края открыты отделения и кабинеты профилактики, организационно-методическое руководство которыми осуществлял диспансер здоровья. Аналогичные диспансеры были открыты в Невинномысске, Ессентуках. В Пятигорске эти функции возложили на поликлинику “Здоровье”. Таким образом, к моменту выхода приказа МЗ РФ № 364 от 22.12.97 г. “О мерах по развитию медицинской профилактики в РФ” в крае уже была система профилактики и наработки.
Один из важнейших моментов – формирование при Министерстве здравоохранения края Координационного совета по профилактике. Этот общественный орган, возглавляемый заместителем министра, включает в себя всех главных штатных и нештатных специалистов, представителей медицинской академии, Госсанэпиднадзора, крайкома профсоюза медицинских работников, ведущих ЛПУ края.
Краевой совет координирует работу учреждений здравоохранения и является связующим звеном между ними и заинтересованными в охране здоровья службами и ведомствами. Разработана и внедрена схема организации и проведения профилактики. В профилактических мероприятиях задействованы краевые министерства образования, культуры, по физической культуре, спорту и туризму, Комитеты по охране окружающей среды, по делам молодежи, материнства и детства, по телевидению и радиовещанию, Епархиальное управление и др.
Координационный совет регулярно рассматривает на расширенных заседаниях актуальные проблемы охраны здоровья населения, организатором которых является Центр медицинской профилактики диспансера. Большое внимание уделено обсуждению таких вопросов, как профилактика пьянства, курения, наркомании, предупреждение нежелательной беременности у подростков, профилактика патологии органов зрения среди детского и взрослого населения, медико-социальные аспекты травматизма и несчастных случаев, экологические проблемы и др. Совместные мероприятия разрабатываются и планируются центром и заинтересованными ведомствами.
Ежегодно разрабатывается тематический план мероприятий по профилактическим аспектам и пропаганде здорового образа жизни по каналам средств массовой информации, который согласовывается с их представителями. Проблемы рассматриваются в широком диапазоне: телепередачи, выступления на радио, публикации на страницах газет и журналов, пресс-конференции, “круглые столы”, занятия на факультетах медицинских знаний, беседы, лекции с привлечением специалистов разного профиля.
Особое внимание уделяется всемирным акциям. Для улучшения организации и проведения работы в ЛПУ края центром выпускаются сборники с информационно-методическими материалами, организовываются семинары-совещания и др. Координационный совет и сейчас является важнейшим рычагом всей профилактической работы в крае, где создана и осуществляется пятиуровневая система ее проведения. Разработана четкая система с задачами для каждого уровня, начиная с фельдшерского пункта и кончая краевыми специализированными службами и Координационным советом. Сегодня активно осуществляется деятельность по этой схеме как по горизонтали (фельдшерский пункт; врачебная амбулатория, участковая больница; районная и городская больница и поликлиники), так и по вертикали (специализированная служба – диспансеры, краевые больницы, поликлиники; кабинеты и отделения в городских, районных больницах). В каждом районном, городском, краевом ЛПУ за этим участком работы закреплены врачи или средние медработники (в зависимости от ранга ЛПУ). Такая система организации работы дала положительные результаты.
Новый этап в развитии и совершенствовании профилактической работы связан с принятием Закона “О здравоохранении” в Ставропольском крае (в рабочую группу по его разработке входили и представители Координационного совета по профилактике). В Закон вошел блок проблем, касающихся реализации программ охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания, пропаганды здорового образа жизни, проведения профилактических осмотров и т. д. Это дало нам основание требовать от Краевого фонда ОМС пересмотра вопросов финансирования профилактических мероприятий Фондом ОМС и страховыми компаниями, что в значительной степени было реализовано. Проведенная планомерная, кропотливая и настойчивая работа позволила снизить заболеваемость в крае, в частности по туберкулезу, венерическим болезням, некоторым инфекционным заболеваниям и т. д.
По сравнению с 1995 г. в 1999 г. добились снижения общей смертности и смертности в трудоспособном возрасте. С 32,2 до 24,2 (на 100 тысяч родившихся живыми) снизилась материнская смертность, а младенческая – с 21,1 до 16,2 (на 1000 родившихся живыми). Продолжительность жизни возросла у женщин с 73,1 до 73,7 лет, а у мужчин – с 60,8 до 62,6, что выше республиканских цифр.
МЗ Ставропольского края (находящегося, кстати, по финансированию на душу населения на одном из последних мест в РФ) задействовало для получения хороших результатов многие рычаги, но среди них профилактика занимает одно из ведущих мест. Правильное направление в работе, целенаправленное осуществление профилактических мероприятий с четким взаимодействием с органами власти и другими ведомствами позволяет участвовать в работе краевых межведомственных комиссий по борьбе со СПИДом, венерическими заболеваниями, наркоманией.
Вместе с тем мы понимаем, что многие вопросы еще не решены, но знаем четко, как называть врачей Центра медицинской профилактики. Пока нет системы подготовки специалистов и повышения их квалификации, недостаточно видеоматериалов, методической информации, специальной литературы. Необходимы специально оснащенный и оборудованный транспорт и другие технические средства. Главное, нужна государственная профилактическая программа, как приоритетное направление в здравоохранении с соответствующим финансированием. Поэтому мы с большой надеждой восприняли одобренную правительством РФ Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.
Заседание Координационного совета по профилактике заболеваний ведут председатель совета (в центре) заместитель министра здавоохранения

Т. В. Коробова, зам. председателя совета В. Н. Байрак, главный врач краевого центра ЛФК и СМ и руководитель центра профилактики Н. С. Стефаниди

Формы взаимодействия Ассоциации врачей со смежными структурами и руководящими органами в Ставропольском крае

Восьмилетний опыт работы Ассоциации врачей Ставропольского края и широкое ее привлечение ко всем видам деятельности государственных структур и общественных организаций, стали возможны за счет сотрудничества членов правления Ассоциации со смежными структурами и, прежде всего, с правительственными и законодательными органами края. Решая вопросы защиты прав врача, Ассоциация взаимодействует с профсоюзами, но ни в коем случае не подменяет их.
В структуре Ассоциации ведущим звеном являются ее совет и правление, осуществляющие повседневную работу. В районных, городских и краевых ЛПУ созданы территориальные коллективные первичные организации, а прежние научные общества трансформированы в специализированные ассоциации врачей. Региональные ассоциации решают в основном вопросы на территориальном уровне, а профессиональные проводят большую работу по обучению, аттестации, сертификации специалистов, организуют семинары, различного рода совещания и др. Правление Ассоциации врачей уделяет основное внимание организаторской деятельности, укреплению связей с коллективами медицинских работников.
Сейчас члены руководства Ассоциации входят в состав коллегии краевого Министерства здравоохранения и Аттестационный комиссии, правление Краевого фонда ОМС, Комитета по лицензированию медицинской деятельности, в Тарификационную комиссию при МЗ края, Координационный совет по профилактике заболеваний и в другие структуры. Активная работа в этих органах позволяет не только защищать права врача, но и содействовать развитию здравоохранения, решать вопросы законодательного характера и др. Взаимоотношения Ассоциации с краевым Минздравом строятся на основе принятого совместного соглашения, рассчитанного на три года. Обоюдное выполнение обязательств позволило, например, значительно поднять уровень повышения квалификации врачей, их аттестации и сертификации. Сегодня около 50% врачей имеют квалификационные категории, 67% – сертификаты специалиста. Детальная проработка вопроса дала возможность сократить сумму оплаты врачами за эти мероприятия. Трудное положение в крае складывалось по ряду разделов здравоохранения и системы ОМС. По нашему предложению при Комитете социальных проблем Госдумы Ставрополья была сформирована рабочая группа с нашим участием по разработке Закона “О здравоохранении в Ставропольском крае”. В принятый Закон отдельными абзацами вошли положения и об Ассоциации врачей, и о защите прав врача. С участием членов правления Ассоциации врачей проведены совещания в правительстве, а также парламентские слушания в краевой Госдуме по вопросам здравоохранения. В Комитете социальных проблем Госдумы рассмотрено более 10 вопросов. На одном из них, например, были рассмотрены вопросы, касающиеся работы Ассоциации и защиты прав врача. Ежегодно при формировании бюджета мы вносим свои предложения, предварительно активно прорабатывая их со всеми депутатами, что дает положительные результаты, как при формировании бюджета здравоохранения, так и при его исполнении.
Являясь членами правления Краевого фонда ОМС, наши представители активно защищают интересы медицинских работников. Мы добились создания рабочей группы, которая предварительно перед заседанием правления рассматривает вопросы финансирования ЛПУ, в том числе и распределение дотаций из Федерального фонда ОМС, что в значительной мере помогает упорядочить состояние этой работы.
При лицензировании медицинской деятельности наши представители – члены Лицензионного комитета – также решают многие, в том числе и спорные вопросы, в пользу ЛПУ, врачей. Здесь нам совместными усилиями удалось найти вариант по существенному снижению платы за лицензирование учреждений здравоохранения.
Активно работает с нашим участием и Комиссия по разработке тарифов на медицинские услуги. Все это позволило держать под постоянным контролем все вопросы здравоохранения, требующие участия Ассоциации врачей. Правление Ассоциации внесло ряд предложений и требований в Правительство края, особенно по укреплению материально-технической базы, обеспечению лекарственными средствами, своевременной выплате заработной платы. И в том, что сегодня медицинским работникам зарплата не задерживается (за редкими исключениями), что для Ставропольского края, стоящего по финансированию на душу населения на одном из последних мест в Российской Федерации, есть доля и нашего труда.
Конечно же, трудности в работе Ассоциации большие. Прежде всего не обозначен законом наш статус, но мы надеемся, что в новом, давно обсуждаемом Законе “О здравоохранении” этот пробел будет устранен.
На наш взгляд, надо четко определить и те вопросы, которые должны относиться к компетенции этой общественной организации. Не решены до конца и вопросы защиты прав врача, страхования врачебной ошибки, что в наше время очень важно. Мы надеемся, что эти и многие другие вопросы найдут отражение как в Законе “О здравоохранении РФ”, так и в постановлениях Министерства здравоохранения РФ. 16.12.2012



Посмотрите также:
Кардиология и кардиохирургия в Израиле
Кардиология и кардиохирургия в Израиле

  Израильская медицина является лучшей во многих направлениях здравоохранения. Кардиология...
Уход за престарелым человеком
Уход за престарелым человеком

  Ухаживая за престарелым человеком, каждый берет на себя бессрочные обязательства. Какие...
Миома матки
Миома матки

  Лейомиомой или миомой матки называют одно из наиболее часто встречающихся во врачебной...
О физическом воспитании детей
О физическом воспитании детей

 Физическое воспитание детей представляет собой достаточно серьезный аспект в формировании...
Детская хирургия
Детская хирургия

Детская хирургия как самостоятельная область медицины отпочковалась от хирургии вообще совсем...