О лицензировании деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, работающих на основании договоров с медицинскими организациями

> Официальный отдел > Правовое образование > О лицензировании деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, работающих на основании договоров с медицинскими организациями

А. Ю. Кулевич, В. Я Ушаков, А. В. Усманов – Центр медицинской инспекции
В. Г. Бутова – Московский государственный стоматологический медицинский университет
В. Л. Ковальский – НИИСГиОЗ им. Н. А. Семашко

Наряду с государственной и муниципальной системами здравоохранения, реализующими основные направления государственной политики в области охраны здоровья граждан, в России существует и частная система здравоохранения. К ней относятся лечебно-профилактические учреждения и аптеки, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью. Контроль за такими учреждениями ведут органы лицензирования медицинской деятельности. В работе частных учреждений здравоохранения есть свои особенности. Они должны работать в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами субъектов федерации, нормативными документами Министерства здравоохранения РФ и Министерства финансов РФ, а также органов местного самоуправления.

Согласно ст. 55 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” от 22.07.93 г. № 5487-1 (далее “Основы”), лицензии на определенные виды медицинской деятельности выдают лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта РФ или местной администрацией.

Во исполнение Федерального закона в Москве было принято Постановление Правительства Москвы от 15.08.95 г. № 699 “О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы” (далее Постановление № 699).

Постановлением Правительства РФ от 25.03.96 г. № 350 (с изменениями от 10.08.98 г.) утверждено “Положение о лицензировании медицинской деятельности”, в котором определено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, предпринимателями, без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, медицинская деятельность указана в перечне видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Приказом Минздрава РФ № 142 от 29.09.98 г. утвержден перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, а приказом Комитета здравоохранения Москвы от 30.09.98 г. № 543 и позднее распоряжением председателя Комитета здравоохранения Москвы от 23.04.99 г. № 165-р утвержден и введен в действие “Перечень лицензируемых видов, методов и работ медицинской деятельности в Москве”.

Согласно ст. 56 “Основ”, “частная медицинская практика – это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключаемыми договорами”.

Следовательно, содержанием частной медицинской практики, исходя из установленного законом определения, является независимая деятельность врача по оказанию медицинских услуг непосредственно населению, либо сотрудникам юридического лица.

В соответствии со ст. 56 “Основ”, “контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом”, вместе с тем в Москве такими функциями наделен Центр медицинской инспекции.

Приказом Комитета здравоохранения Москвы от 30.09.98 № 543 определено лицензирование не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

Конституция РФ ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Согласно п.1 ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Следовательно, любой врач имеет гарантированное законом право выбора формы предпринимательской деятельности:

l работа по трудовому контракту с частной медицинской организацией;

l занятие частной медицинской практикой на дому или с выездом к пациентам;

l осуществление медицинской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по договору об оказании услуг, заключенному с медицинской организацией – юридическим лицом.

Первый вариант – деятельность врача не подлежит лицензированию, так как организация должна иметь лицензию на право медицинской деятельности и, следовательно, она ответственна за уровень специальной подготовки и образования ее работников (наличие диплома о высшем или среднем медицинском образовании, сертификата специалиста и т. п.).

Второй вариант – работа врача должна обязательно лицензироваться, что диктуется федеральным и региональным законодательством, обязывающим лицензировать частную медицинскую практику индивидуальных предпринимателей.

Третий вариант аналогичен первому, но есть разница в оформлении договора: с одной стороны трудовой контракт, с другой – гражданско-правовой договор об оказании услуг. По этому варианту пациент, получая и оплачивая услуги медицинской организации (фактически предоставляемые частными врачами, действующими на основании гражданско-правовых договоров об оказании услуг с данной медицинской организацией), вправе рассчитывать на качественную медицинскую помощь в соответствии с правилами предоставления платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1996 года № 27.

При этом ответственность за надлежащее исполнение договора несет медицинская организация, а не врач, оказывающий данную помощь. Оплачивая медицинскую услугу, пациенты вступают в гражданско-правовые отношения именно с медицинской организацией, чье право на конкретные виды медицинской деятельности и интересует пациентов в первую очередь. Это право обеспечивается лицензированием медицинской деятельности, что гарантирует и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, согласно ст. 41 Конституции РФ, и охрану здоровья граждан, согласно ст. 1 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”.

Постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 № 699 “О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы”, определено, что основная функция лицензирования, это:

l обеспечение защиты человека от прямого, негативного воздействия на его физическое и духовное состояние со стороны предпринимателей, недопущение проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для человека деятельность;

l защита интересов города в областях предпринимательства, связанных с обеспечением жизнедеятельности мегаполиса, использование природных ресурсов, исторических и культурных ценностей;

l защита интересов жителей города от появления на рынке недоброкачественных товаров и неквалифицированных услуг, напрямую оказывающих влияние на жизнь, здоровье и безопасность граждан;

l повышение качества обслуживания населения;

l соблюдение экологических, санитарных и иных норм и правил.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: при прочих равных условиях (тождественность образования, квалификации, стажа и опыта работы), работая в одной и той же медицинской организации, врачи оказываются в принципиально неравных условиях. В случае работы по гражданско-правовому договору об оказании медицинских услуг необходимо получить лицензию на свою деятельность, а при работе по трудовому контракту – нет. Целесообразно ли это? Едва ли, так как в обоих случаях медицинская организация:

l несет ответственность за действия работника;

l использует труд нанимаемого врача, проверяет его квалификацию, уровень образования, владения специальными навыками и т. п.;

l обеспечивает соответствующим помещением, оборудованием, инструментарием и материалами.

Не стоит забывать и о материальной стороне в данной ситуации, так как всем прекрасно известны проблемы с выплатой заработной платы. В настоящее время, нередко, выполнив работу по трудовому договору, медицинский работник месяцами ждет зарплату. При этом он лишен эффективных механизмов воздействия на работодателя.

Гражданско-правовой договор для врача – индивидуального предпринимателя, это и гарантия правовой защиты, и своевременной оплаты его труда, и иные формы ответственности недобросовестного юридического лица, использующего труд врачей в своей деятельности.

К этому следует добавить, что, обязывая врача работать по гражданско-правовому договору об оказании медицинских услуг с медицинской организацией, имеющей лицензию, и получать собственную лицензию, нарушается ряд его Конституционных прав, а именно:

l государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 19). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

l труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37);

l в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственного, муниципального и частного здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41);

l государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (п. 1 ст. 45);

l перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 55);

l в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 22 ст. 55).

Ситуация с получением лицензии индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от вариантов деятельности, свидетельствует о правовой неурегулированности данного вопроса в Российском законодательстве, так как очевидно, что под медицинской деятельностью индивидуального предпринимателя понимается частная медицинская практика.

Согласно п.10 “Порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Москвы”, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 г. № 699: лицензия не подлежит передаче другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.

Тем не менее, на практике лицензия временно предоставляется другому лицу для действий от имени ее владельца на основании трудового договора (контракта) или договора поручения.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, ст. 702 – по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии со ст. 971 – по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

Ст. 182 (Представительство) – сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель.

Следовательно, закрепление в Постановлении Правительства Москвы от 15.08.95 г. № 699, а также в приказе Комитета здравоохранения Москвы от 30.09.98 г. № 543 пункта о возможности заключения гражданско-правового договора поручения с врачом-специалистом, при том, что данный факт не является передачей лицензии, подтверждает отсутствие необходимости получения лицензии для врача – индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую помощь по договору поручения от имени и в рамках медицинской организации – юридического лица.

Каков же выход из сложившейся ситуации? Им, во-первых, могло бы стать официальное издание, в котором разъяснялись бы правила осуществления медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями по гражданско-правовому договору, заключенному с медицинской организацией – юридическим лицом, имеющим лицензию на право заниматься медицинской деятельностью, с указанием, что лицензирование такой деятельности не требуется.

Во-вторых, внесение в “Перечень лицензируемых видов, методов и работ медицинской деятельности в Москве”, пункта или положения о возможности делегирования права осуществления определенных видов медицинской деятельности из числа разрешенных конкретному лечебно-профилактическому учреждению, работающему у него врачу – индивидуальному предпринимателю, на основе гражданско-правового договора, в виде копии, выписки или дополнения к протоколу имеющейся у ЛПУ лицензии.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г.).

3. Федеральный закон от 25.09.98 № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

4. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 350 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности” (с изменениями от 10 августа 1998 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 “Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями”.

6. Постановление Правительства Москвы от 15.08.95. № 699 “О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы”.

7. Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 30.09.98 № 543 “Об организации лицензирования и аккредитации субъектов, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность в городе Москве”.

16.12.2012


Посмотрите также:
Поставить брекеты в Краснодаре
Поставить брекеты в Краснодаре

Брекеты на одну челюсть? Возможна ли такая комбинация ортодонтичесткого лечения или нет? Ведь...
Почему появляется геморрой?
Почему появляется геморрой?

 Геморрой считается наиболее распространенным сосудистым заболеванием в проктологии. При...
Печальный ребенок – повод задуматься о детской депрессии
Печальный ребенок – повод задуматься о детской депрессии

Для любого здорового ребенка независимо от пола абсолютно естественны игры, смех и активность....
И жизнь станет ярче
И жизнь станет ярче

Быть молодой и красивой - необходимое условие для женщины нашего времени. С новыми технологиями...
Признаки и лечение пневмонии
Признаки и лечение пневмонии

Пневмонией называют инфекционное заболевание легких. Чаще всего такой недуг поражает людей,...