О медицинском праве в России

> Официальный отдел > Правовое образование > О медицинском праве в России

В течение нескольких десятков лет здравоохранение в Советском Союзе и Российской Федерации развивалось в строгих рамках государственного регулирования. Медицинские работники и ученые до сих пор трудятся по тем правилам и нормам, которые, по существу, никогда не обсуждались широким кругом медицинской общественности и которые создавались не медицинским сообществом, а в лучшем случае чиновниками от медицины.

В медицине очень мало законов прямого действия, отсутствует такое понятие, как медицинское право. Есть только куцая 41 статья Конституции РФ, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы о медицинском страховании и лекарственном обеспечении. Вот, пожалуй, весь перечень. Все зиждется на подзаконных актах, на инструкциях, “толкованиях” законов и правилах, созревших в недрах ведомств и даже правительства. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 за подписью В. Черномырдина о платных медицинских услугах прямо противоречит статье 41 Конституции РФ.

В отсутствие какого-либо регулирующего закона возникало множество медицинских ассоциаций, которые варились в собственном соку, но, чаще всего, уподоблялись пресловутым научным обществам без прав и обязанностей. Слава Богу, что сейчас, наконец, пришло понимание того, что не только самим медицинским работникам, но и всему населению страны необходима национальная медицинская ассоциация. Такой может стать Российская медицинская ассоциация при наличии закона о профессиональных медицинских ассоциациях. Но до сих пор нет правовых норм, регулирующих взаимоотношения “ассоциация-государство”.

Основы законодательства об охране здоровья граждан позволяют представителям профессиональных и фармацевтических ассоциаций участвовать в работе комиссий по лицензированию, комитетов по вопросам этики в области охраны здоровья граждан. Они декларируют, но не указывают прямо на проверочные испытания и выдачу сертификатов. Декларируют согласование на частную медицинскую практику и контроль за качеством оказания помощи частнопрактикующими врачами со стороны профессиональных медицинских ассоциаций, якобы наделяют правом представления в органы управления здравоохранением для выдачи дипломов народных целителей.

Статья 62 Основ говорит, что профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие (отмечаю, что только принимают участие) в разработке медицинской этики, стандартов качества медицинской помощи, критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий, в соглашениях по тарифам на медицинские услуги. Указано и то, что профессиональные ассоциации могут выдать сертификаты специалистов после проверочных испытаний, могут вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий. Так как в законе нет прямого указания, то и все перечисленные декларации на местах очень часто не выполняются.

Хотя статья 62, пункт 7, указывает, что медицинские работники и фармацевты имеют право на страхование профессиональной ошибки, то это вообще повсеместно не вводится в жизнь, так как нет правового регулирования этой проблемы. То же самое относится и к тому, что ассоциации не принимают участия в вопросах переподготовки, совершенствования знаний по профессии.

Таким образом, не защищены законом ни пациенты, ни медицинские работники. Давно назрела необходимость создания целого ряда законов прямого действия по вопросам медицины. Здоровье народа должно рассматриваться государством как главный стратегический ресурс, нужна принципиально новая правовая среда. Для этого необходимо:

- изменить положения Конституции РФ в сторону закрепления здоровья народа – как главной задачей государства, укрепления государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи, наряду с развитием частной медицины;

- законодательно четко разграничить полномочия на федеральный, региональный и местный уровень;

- законодательная передача части функций органов управления здравоохранением профессиональным ассоциациям;

- законодательное принуждение всех ветвей власти, субъектов управления и хозяйства в РФ признать приоритетной охрану здоровья граждан;

- принять закон “О защите прав пациента”;

- принять закон “О страховании профессиональной ответственности специалистов, занятых в здравоохранении”;

- принять “Медико-социальную хартию Российской Федерации”;

- принять “Государственный регистр медицинских технологий в РФ”;

- законодательно уточнить “Номенклатуру врачебных специалистов в РФ”;

- принять закон “О лицензировании и сертификации медицинской деятельности в РФ”;

- законодательно создать “Стандарты в области управления качества медицинской помощи в РФ”;

- создать закон “О профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциациях в РФ”;

- создать четкие законы прямого действия о функционировании здравоохранения;

- включить здравоохранение в систему национальной безопасности как приоритетное;

- создать законы “О практикующем враче” и “О сестринской и фельдшерской практике”.

Теперь о лицензировании, сертификации и аттестации медицинской деятельности. Говоря языком классика: “все смешалось в доме Облонских”. Понятие “сертификат” затаскано, как в свое время “Знак качества”. Кто хочет, тот и раздает направо-налево сертификаты. Пора поставить все на свои места.

Предлагаю:

1. Сертификаты специалистов должны выдавать только вузы при условии узкой специализации и институтами последипломного образования по определенной специальности. Один на всю жизнь, меняться сертификат должен только при изменении профессии через институты последипломного образования.

2. Запретить применение термина “сертификат” при прохождении курсов повышения квалификации, различных обучающих курсов по определенным методикам и технологиям (в этих случаях можно сохранить термин “Удостоверение”). Не должно быть вообще понятия “сертификат качества”.

3. Лицензирование должно быть передано профессиональным медицинским ассоциациям полностью. Это позволит установить настоящий контроль за качеством лечебного процесса.

4. Сохранить настоящую систему аттестации медицинских специалистов государственных и муниципальных учреждений, но только через представление на аттестацию профессиональными медицинскими ассоциациями.

5. Все этические вопросы, связанные с медицинской профессией, тоже надо передать профессиональным медицинским ассоциациям.

6. Контроль за качеством оказания медицинской помощи должен сочетаться с контролем правильного ценообразования на медицинские услуги и лекарства, на медицинское оборудование с контролем безопасности лечебных методик, препаратов и медоборудования.

7. Платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях России должны осуществляться только через оформление медицинскими работниками предпринимательства, через аренду ими помещений и оборудования в установленном законом порядке и в полном соответствии со статьей 41 Конституции РФ. Чтобы они могли это осуществить на практике нужно из Закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” исключить деятельность в сферах медицинской, стоматологической и косметологической (в том числе косметической). Эту категорию предпринимателей надо оставить в старой системе налогообложения, но они должны платить все налоги одной суммой и в одну организацию, которая и будет распределять средства, полученные от налогов в необходимых государству направлениях.

Как видите, нужна очень серьезная работа по созданию Медицинского Права в Российской Федерации (Медицинского Кодекса). В этой работе активное участие должны принять Российская медицинская ассоциация, Министерство здравоохранения РФ, РАМН, ЦК профсоюзов медицинских работников РФ, президент России, законодательная, исполнительная и судебная власти федерального уровня. Одновременно, через СМИ нужно доводить до населения объективную информацию по данному вопросу. Главное, чтобы власть повернулись лицом к медицине.

В. Н. Беркунов, председатель Новгородского регионального отделения РМА, зав. отд. челюстно-лицевой хирургии Новгородской областной клинической больницы, доцент института медицинского образования Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого

Мысли врача Беркунова

Мы, практические врачи, за восстановление вертикали управления в здравоохранении. Но деньги – есть деньги. И здесь должно быть четкое разграничение на государственное, муниципальное, частное.

Чтобы ни говорили, но платные услуги – это компетенция приватной медицины. Мы тоже за то, чтобы больницы зарабатывали деньги, но каким способом? Как врач подходит к платным услугам в государственных и муниципальных лечебных учреждениях? Чисто “практически”. Использует помещение, оборудование больницы, операционные материалы. Пришел к нему знакомый, доктор проводит дорогостоящее обследование на дорогостоящей аппаратуре, делает дорогую операцию – бесплатно, то есть по закону, по Конституции РФ. Но вот пришел больной, которого, как говорил А. Райкин, “…мы его не знаем, мы его не уважаем”, пусть он платит деньги.

Много сейчас говорят об адресной бесплатной помощи, но как отличить состоятельного больного от бедного? Спрашивать у пациента декларацию о доходах. Нонсенс! Поэтому в государственных и муниципальных лечебных учреждениях должно быть четкое разграничение.

1. Основное время. Это время количественного и качественного использования государственных и муниципальных помещений, оборудования и материалов для любого больного за счет средств бюджета и ОМС в полном соответствии 41 статье Конституции РФ.

2. Не основное время. Платные медицинские услуги должны оказываться вне основного рабочего времени. Деньги больной должен платить врачу добровольно, сколько – это их дело. Свыше семидесяти лет это делало за врача государство, в конечном счете, ограбив его и превратив в раба. Деньги больница должна получать другим путем. Врач должен оформить предпринимательство и платить больнице за аренду помещений и оборудования. В этом случае ему не нужно совместительство. А какой процент совместительства по стране? На что уходят государственные деньги? Если врачу прибавить заработную плату, он откажется от совместительства. Вместо этого будет честно работать по аренде, зарабатывать деньги себе и больнице, да еще платить государству налоги с доходов.

3. Если разграничивать людей по доходу, это нужно делать на этапе оформления страховых полисов. Граждане с низкими доходами должны получать полис ОМС, с высокими – добровольного медицинского страхования, и все по желанию могут пользоваться платными услугами.

Предложение о платных медицинских услугах. Внести изменения в закон или полностью отменить Закон “О едином налоге на вмененный доход”, так как этот закон нарушает принципы рынка, заставляет медиков не снижать цены на услуги, как основу конкуренции, а увеличивать их. Этот закон из разряда парадоксов. 16.12.2012



Посмотрите также:
Диета во время беременности
Диета во время беременности

 Беременность - это не только радость ожидания, это еще гора сложностей с которыми нужно...
Медицинская платформа Medesк
Медицинская платформа Medesк

Медицинская платформа Medesк, построенная на облачной технологии, вышла в финал конкурса...
Очень неприятная проблема – недержание мочи
Очень неприятная проблема – недержание мочи

Недержание мочи – это достаточно деликатная проблема, поскольку человек перестает...
Душевые кабины для вашего здоровья
Душевые кабины для вашего здоровья

Довольно много людей отказывается от привычных ванн в пользу специальных кабин для душа. Причин...
Немного о лактации
Немного о лактации

  Рождение ребенка – что может быть прекрасней? Это волнующее событие заставляет маму...