Оборотная сторона медали

> Официальный отдел > Позиция медиков > Оборотная сторона медали

Медицину и искусство связывает многое. О благотворном воздействии мира прекрасного на здоровье человека известно с глубокой древности. Трудно себе представить художника или ваятеля, не знающего анатомического строения человеческого тела. Или кутюрье, не принимающего во внимание конституцию человека и его особенности при разработке фасона платья. Писателя, не умеющего подмечать незаметные на первый взгляд характерные черты описываемого персонажа.

О высоком предназначении медицины известно каждому. Труд врача, по А. П. Чехову, подобен подвигу. То же самое можно сказать и в адрес театрального искусства. Сценическая деятельность сродни подвижничеству. Однако у этого союза существует и оборотная сторона.

Известно множество примеров, когда актеры до последних дней служили Мельпомене. Из онкологического стационара для участия в спектакле приезжали В. Пашенная, В. Марецкая, О. Андровская. В стадии обострения сердечно-сосудистых заболеваний выходили на сцену М. Яншин, А. Грибов, М. Прудкин, А. Миронов, О. Борисов, Ю. Богатырев, О. Даль, Р. Плятт. На съемках кинофильма «Они сражались за Родину» по этой же причине умер В. Шукшин. После сложнейшей операции по поводу перелома шейки бедра играла В. Гоголева. За несколько дней до смерти в театр для участия в спектакле привозили М. Глузского.

Иногда в искусстве встречаются факты, несущие на себе печать фатальности. Б. Н. Ливанов и Б. В. Щукин долгое время играли роль Егора Булычева в спектакле по одноименной пьесе А. М. Горького. Булычев, согласно сюжету, страдал раком печени. Чтобы лучше представить персонаж, оба мастера сцены изучали симптомы, манеру поведения, психику, походку, мимику онкологического больного. Это позволило им воссоздать живой портрет страдающего, погибающего на глазах человека. Случилось так, что и Б. Н. Ливанов, и Б. В. Щукин умерли от рака печени. Что это? Результат самовнушения с последующим развитием патологии или совпадение? Никто не знает.

Конечно, существует генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям. Например, знаменитые актеры, братья И. М. Москвин и М. М. Тарханов, скончались от инсульта. От инсульта же погиб и их родственник артист А. О. Горюнов. Сердечно-сосудистая патология, психоневротические заболевания, алкоголизм – довольно распространенные болезни в артистической среде. И не только в ней. У А. П.Чехова в рассказе «Оратор» один из героев заявляет, что в России болезни происходят по двум причинам: из-за жены-злодейки и алкоголизма.

История литературы подтверждает последний аргумент: многие писатели погибли от запоя. Да и в искусстве таких примеров предостаточно. Возникает закономерный вопрос: если алкоголизм так распространен среди людей искусства, так может он им нужен? Мнения исследователей расходятся. Некоторые считают алкоголизм (как и кофе) своего рода стимулятором творческой активности (вспоминают биографии А. Дюма, О. Бальзака, Н. Решетникова и др.). Другие, наоборот, видят в алкоголизме разрушитель личности, ссылаясь на судьбу Э. По, Н. Помяловского, Г. Успенского, М. Мусоргского, С. Есенина. В какой-то степени правы обе стороны. Этой теме посвящена обширная литература (С. С. Корсаков, В. М. Банщиков, Г. П. Колупаев и др.).

Связь психической патологии с искусством – отдельная проблема. Известно, что Н. В. Гоголь в силу психического расстройства довел себя до голодной смерти. Поэт П. П. Потемкин, намекая на это обстоятельство, написал эпиграмму, адресованную скульптору Н. А. Андрееву – автору памятника Гоголю:

Он выбрал Гоголя «Портрет»,

Когда поэт страдал последние недели.

Испортив множество резцов,

В конце концов

Он создал Гоголя из «Носа» и «Шинели».

1909 г.

Автору знаменитого памятника наряду с портретным сходством удалось показать душевную опустошенность великого писателя.

Психологические состояния человека великолепно запечатлены в рисунках М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Шаляпина, Б. Н. Ливанова. В них легко улавливается близость этих, казалось бы, далеких друг от друга сфер деятельности – медицины и искусства. Изучение данного феномена – благодатная тема для исследователей различных направлений и школ.

Н. Гумилеву принадлежит высказывание, что мы все – жалкие актеры на сцене Господа Бога. Не только лицедействуем, но и меняем свой облик. В прямом и переносном смысле.

Оборотная сторона медали «медицина–искусство» особенно отчетливо просматривается в пластической, коррекционной и восстановительной хирургии. В прессе поднимались вопросы пагубности многих врачебных вмешательств, совершаемых часто не по медицинским показаниям, а по желанию клиентов. Это формирование торса, наращивание женкой груди, борьба с морщинами, конструирование фигуры по заданному образцу, изменение внешности.

Любителям эстрады знаком обаятельный образ певца И. Наджиева. Многие не догадываются, что он ничего общего не имеет с естественными, унаследованными от природы чертами. То же самое можно сказать и о Майкле Джексоне, перенесшем бессчетное число операций, чтобы быть привлекательным.

Безвредны ли подобные оперативные вмешательства? Конечно, нет. Хирургические воздействия оставляют после себя шрамы, спайки и другие «погрешности». Стоит случайно повредить лицевой или другой важный нерв – и человек на всю жизнь может остаться инвалидом, если не уродом. Тогда никакие судебные иски не восполнят ущерб, нанесенный организму.

Недавно одна женщина подала в суд на Институт красоты. У истицы после подтяжек кожи на лице появились коллоидные рубцы, не подлежащие устранению. Врач-ответчик заявила, что в происшедшем повинна сама женщина, которую никто не заставлял подвергать себя операции. Дело не только в профессионализме медиков, но и в особенностях тканей человека.

Артисты часто прибегают к такого рода вмешательствам, желая подольше сохранить импозантность и, как им кажется, молодость. При этом они забывают, что возраст человека определяется суммой составляющих. Недавно ушедший из жизни профессор Г. А. Ратнер выделяет несколько критериев возраста: биологический, сексуальный, календарный, ментальный, волевой, внешнего вида и поведения. И у каждого человека эти параметры разные. Следовательно, при всем совершенстве медицины нельзя исключить отклонения в получаемых результатах. Некоторые люди активно борются с ожирением хирургическим методом, и это не проходит бесследно. Обменный процесс генетически запрограммирован. Если он нарушен, механическим воздействием делу не поможешь.

Неудачи неизбежны и в стоматологической практике. Оптимальный вариант протезирования – достижение единства анатомо-физиологической функции, ощущения комфорта и красоты. Получить его на практике бывает крайне сложно, ввиду часто встречающихся аномалий развития челюстно-лицевого аппарата, анатомических дефектов и иных причин. Нас прельщает голливудская улыбка, но мы не задумываемся о том, что достигается она преднамеренной порчей здоровых зубов, на которые надевают коронки и мосты. И получается: добиваясь эффекта в красоте, люди неизбежно наносят вред своему здоровью. Впору прислушаться к словам французского биолога и писателя Жана Ростана (1894–1977): «Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми».

Затронутая тема вызывает вопросы:

l Вправе ли кто-либо осуждать поведение актера, выходящего на сцену в болезненном состоянии?

l Не поступается ли медицина этическими принципами, когда, с одной стороны, искусственно мобилизует силы актера, а с другой, истощает его иммунитет, сокращая в конечном итоге жизнь, изменяет по желанию человека его облик, а то и пол?

l Как подобные действия медиков согласуются с правами человека?

На эти вопросы существуют разные, порой противоречивые ответы. Что касается моей позиции, то ее можно охарактеризовать так: человек – хозяин своей жизни и волен распоряжаться ею так, как сочтет нужным. Никому не дано права вмешиваться в его частную жизнь. Ценностные приоритеты – дело выбора, даже если они кому-то и кажутся нелогичными и сомнительными. В условиях медицинского бизнеса отдельные врачебные вмешательства, осуществляемые по инициативе клиента, наносят вред здоровью и влекут правовую ответственность медперсонала. Многие традиционные представления этического плана о врачевании устарели и требуют нового осмысления. Красота, призванная, по Ф. М. Достоевскому, спасти мир, не должна самоутверждаться за счет здоровья и благополучия человека.

16.12.2012


Посмотрите также:
Менопауза - не повод огорчаться
Менопауза - не повод огорчаться

В жизни каждой женщины рано или поздно наступает период менопаузы, когда организм...
Что необходимо знать о спецодежде
Что необходимо знать о спецодежде

На любую спецодежду вне зависимости от сферы ее использования возлагается самая серьезная...
Профилактика ОРВИ
Профилактика ОРВИ

  Профилактика ОРВИ и гриппа занимает очень важное место в профилактике возникновения...
Как вылечить прыщи у новорожденного малыша
Как вылечить прыщи у новорожденного малыша

  У многих новорожденных малышей в первые несколько недель или месяцев появляются прыщики....
Йога при гипертонии
Йога при гипертонии

Гипертония знакома многим. О ней говорят, когда у человека повышенное артериальное давление,...