Пишем братцы, пишем… Журналисты о медицинских публикациях для населения

> Официальный отдел > Позиция медиков > Пишем братцы, пишем… Журналисты о медицинских публикациях для населения

Г. Т. Холмогорова –
канд. мед. наук, ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ

Прессу недаром называют четвертой властью. Влияние средств массовой информации (СМИ) огромно, особенно, в нашей стране. Но это влияние по большей части относится к политическим аспектам жизни общества, и, к сожалению, не оказывает никакого воздействия на вопросы здоровья человека. Между тем, успешное проведение общенациональных профилактических программ в США, Финляндии и многих других странах показало, что именно усилия прессы, ее массовое воздействие под руководством медиков на людское сознание, способно коренным образом изменить ситуацию со здоровьем. Великолепный пример являет собой Финляндия, где за 25 лет проведения общенациональной программы удалось снизить смертность от ишемической болезни сердца на 65%! Результат фантастический!

В достижение столь высоких результатов большой вклад внесли финские СМИ, которые специально готовили информацию, способствовавшую изменению поведения человека.

А как обстоит дело у нас? Казалось бы, за последние десятилетия в стране появилось большое количество популярной медицинской литературы, в газетах расширились редакции, освещающие проблемы медицины, в некоторых даже выделились самостоятельные приложения. Но, положительных сдвигов в сознании людей, касающихся отношения к здоровью, не происходит.

В чем же причина? Мы попытались осветить проблему изнутри, проанкетировав 40 журналистов, представителей электронной и печатной прессы, чтобы узнать их мнение о качестве и количестве медицинской информации для населения.

Для этого разработали анонимную анкету, включавшую 2 блока:

1) Первая часть содержала общие сведения: пол, возраст, место работы, занимаемая должность, какой вуз окончил, общий журналистский стаж, “медицинский” журналистский стаж, выбор медицинской темы (самостоятельно или по заданию редакции);

2) Вторая часть анкеты состояла из 8 вопросов, касавшихся личных предпочтений, частоты публикаций на медицинскую тему, источников информации, активности медиков в просвещении населения, знаний о “поведенческой журналистике”, пожеланий и предложений для улучшения медицинского просвещения населения.

Среди респондентов (РП) 11 представляли электронную прессу (1 группа), 14 – общественно-публицистические издания (2 группа) и 15 – популярную медицинскую литературу (3 группа).

Средний возраст, общежурналистский, “медицинский” стаж, самостоятельность выбора, а также распределение РП по возрасту и полу представлены в таблице 1.

РП первой группы были представлены следующими специальностями: авторы ТВ программ – 2 чел., ТВ корреспонденты – 5 чел., радиоведущие программ – 2 чел., радиокомментаторы – 2 чел.

У представителей печатной прессы специальности такие: 4 главных и зам. главных редакторов, 1 ответственный секретарь, 7 научных обозревателей, 9 корреспондентов, 6 редакторов, выпускающих, ответственных и шеф-редакторов; 1 руководитель отдела науки, 1 пресс-секретарь. Все РП – пишущие и печатающиеся в своих изданиях.

30 респондентов окончили факультет журналистики МГУ, 1 – филологический факультет МГУ, 3 – филологический факультет педагогического института. Остальные окончили различные вузы: МАИ, Плехановский, МГМИО, ГИТИС, Университет в Душанбе, Вологодский педагогический институт.

Следовательно, у 75% респондентов профессиональная подготовка высокого класса, остальные имеют высшее образование и, видимо, специализировались по ходу журналистской деятельности.

Среди опрошенных журналистов подавляющее большинство женщин – 33, мужчин – 7.

Обобщенные ответы на вопросы второй части анкеты:

Что привлекает Вас в медицинской тематике, какие темы предпочитаете лично Вы?

В 1 группе предпочтение было отдано проблемам современной медицины в России, профилактике, здоровому образу жизни (ЗОЖ), экологии, воспитанию общества в духе ЗОЖ. – “Профилактика очень нужна”.

Во 2 группе вопросы ЗОЖ также приоритетны, но большой интерес вызывала социальная сторона медицины, необходимость говорить и участвовать в этих процессах. Журналистов этой группы привлекает связь медицины с человеком. А всё, что находится “на стыке” науки, практики, психологии, этики интереснее всего. Привлекает также возможность помочь людям познать себя и вести здоровый образ жизни. – “Тема здоровья не может исчерпаться, она одна из самых популярных”. В 3 группе РП практически полностью согласны с коллегами из 2 группы. Их привлекает возможность познать человека, его взаимодействие с окружающим миром, здоровье и патология. Однако их ещё интересует психология, психологическое самочувствие, психология здоровья.

Ответы на вопрос: “Как Вы считаете, достаточно ли публикаций на медицинскую тематику в прессе? Как часто надо публиковать статьи на эти темы?” разделились 50/50. Одни считают, что мало, информация о здоровье должна быть ежедневной. Другие считают, что её достаточно и даже слишком много. Но почти все РП единодушны в одном: “Очень низкий уровень, непрофессионализм, дилентантизм, засилье рекламы и шарлатанства”.

РП 1 группы отмечают, что много медицинской рекламы, нет образовательных передач, их нужно возродить, они должны быть в эфире каждый день. Они также считают, что “печать + электронные СМИ” должны работать синхронно, информируя население одновременно. – “Телепередач о здоровье должно быть больше. Они должны быть более профессиональны, сейчас многое перевирается, информация бывает во вред”.

Характеризуя публикации на медицинскую тематику, РП 2 группы наиболее часто подчеркивают очень низкое качество публикаций. Существует убеждение, что писать о здоровье легко. Поэтому пишут, в основном, неподготовленные люди. Отсюда вывод – публикаций много, но умных – мало. Нужно более тесное сотрудничество специалистов и журналистов. Сейчас много неправдоподобного и неквалифицированного.

РП 3 группы отмечают, что журналисты плохо пишут, не владеют материалом, заменяют его рекламой, дешевой погоней за сенсацией, дезинформируют читателя.

Что лично Вы предпочитаете – поиск сенсации или постоянную работу в области медицинского просвещения населения?

Ответы представлены в таблице 2.

Очень хороший потенциал для работы с журналистами, раз подавляющее большинство предпочитают постоянную работу в области медицинского просвещения населения. Надо его задействовать!

Что является источником информации для Вас, где и как Вы находите темы для публикаций?

В 1 группе превалируют заказы спонсоров и коммерческие предложения, особенно на ТВ. Источниками информации являются личные контакты в медицинской сфере, интернет, периодика, газеты, журналы, бюллетень ВОЗ, данные информационных агенств. Большую роль в получении информации играют письма зрителей.

РП 2 группы единодушно отмечают, что главным источником информации являются личные контакты со специалистами, а также пресс-конференции, презентации, информационные материалы, издания Дома журналистов, телевидение, радио, зарубежная печать.

РП 3 группы к этим источникам информации добавили общение с читателями, их почту. Часть РП ответили, что темами для публикаций бывают проблемы со здоровьем их родных, знакомых или собственные.

Очень важно, что имеется “перекрест” источников информации: печатная пресса черпает её из электронных СМИ и наоборот. Но все же главный источник информации во всех 3-х группах – личные контакты с медиками.

Представляют ли для Вас интерес медицинские съезды, конференции, выставки, получаете ли Вы на них новую информацию?

Положительный момент таких мероприятий – возможность получать информацию из “первых рук”. Однако, по мнению многих, выставки – это чистая реклама, а научно-практические конференции малоинформативны.

Как Вы оцениваете роль медиков в процессе информирования населения, достаточна ли их активность?

Журналисты всех трех групп считают, что “наши медики спят, просто дремлют, они недостаточно активно обращаются в прессу, сами мало выходят на контакты”. Правда, замечают они, всё сугубо индивидуально: кто-то не имеет сил на это, а многие считают журналистов досадной помехой в работе.

Что Вам известно о “ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ”?

РП нечего не известно о “поведенческой журналистке”.

Это направление разработано для реализации профилактических программ. В средствах массовой информации используются интервью, которые берут у ролевых моделей. В целях анализа интервью оно разбивается на фрагменты, каждый из которых соответствует какому-либо понятию, отражающему ту или иную детерминанту поведения. Исходя из задач программы, на основе интервью, взятых у ролевых моделей, создаются материалы для СМИ.

Такая деятельность называется “поведенческой журналистикой” (behavioral journalism). Специалисты в области поведенческой журналистики создают материалы, направленные на моделирование новых форм поведения в популяции через СМИ с использованием ролевых моделей. Содержание информационных материалов строится с учетом основных детерминант поведения.

Что бы Вы хотели пожелать и предложить для улучшения медицинского информирования населения?

Пожеланий и предложений было высказано много. Суммируя их, можно выделить основные:

1) Государство должно осознать общественную значимость медицинского просвещения населения и предоставлять бесплатный эфир и газетную площадь для такой информации.

2) Необходимо возродить санитарное просвещение в современной форме в рамках Государственной программы.

3) ГНИЦ ПМ должен создать свою структуру в Интернете.

Это пожелание журналистов выполнено. Уже есть ИНФОЦЕНТР в ГНИЦ ПМ: Адрес домашней страницы: http: //webcenter. ru/~infcet e-mail: incent@online. ru.

4) Необходимо развивать сотрудничество с негосударственными общественными организациями, искать единомышленников среди руководителей администрации, властных структур в деле медицинского просвещения населения.

5) Различным НИИ и центрам чаще создавать информационные поводы – пресс-конференции, круглые столы, конкурсы на лучшие работы.

6) Повысить качество информации. Материалы на медицинские темы должны писать журналисты, профессионально занимающиеся медициной, а не от случая к случаю.

7) В медицинских учреждениях нужны пресс-секретари, пресс-менеджеры, которые могли бы донести достоверную информацию до журналистов.

Надо отметить, что все РП были очень честны и самокритичны в ответах. Они одобряют такое внимание медиков к ним, готовы идти на улучшение взаимодействия.

Если обобщить результаты анкетирования, то можно сделать следующие выводы:

1. Подавляющее большинство журналистов выбрали медицину самостоятельно, следовательно, личный интерес будет способствовать улучшению результатов взаимодействия медиков и прессы.

2. Очень важен факт, что в медицинской тематике привлекает социальный аспект – значит есть почва для формирования позитивного общественного мнения в отношении ценности здоровья и его активного укрепления.

3. Хотя часть журналистов считает, что публикаций на тему здоровья достаточно, все единодушно отмечают их низкий уровень: непрофессиональнизм, дилетантизм, засилие рекламы и шарлатанства.

4. Одним из главных условий эффективного воздействия на население является синхронность работы печатных и электронных СМИ. Но такое пожелание высказали только представители электронных СМИ.

5. Практически все журналисты отдают предпочтение постоянной работе в области медицинского просвещения населения.

6. Журналисты считают, что медики мало активны и что они сами должны обращаться к прессе. 16.12.2012



Посмотрите также:
Как зачать ребенка?
Как зачать ребенка?

  Многие пары очень хотят, но никак не могут завести ребенка. Они регулярно...
Прогрессирование катаракты
Прогрессирование катаракты

  Катарактой называют заболевание, которое провоцирует потерю своей прозрачности...
Борьба с лишним весом
Борьба с лишним весом

  Проблема похудения является наиболее актуальной в современном мире, ведь именно от...
Не оставляйте боли в груди без внимания!
Не оставляйте боли в груди без внимания!

  Рак груди представляет собой заболевание, которое является лидирующим среди женщин во...
Что скрывается под аббревиатурой ГМО?
Что скрывается под аббревиатурой ГМО?

 ГМО стало одним из самых известных сокращений современности. Пожалуй, сейчас даже дети...