От новой парадигмы здоровья к государственно-общественной системе здравоохранения

> Официальный отдел > Позиция медиков > От новой парадигмы здоровья к государственно-общественной системе здравоохранения

Профессор
Г. А. Комаров, вице-президент Российской медицинской ассоциации, главный редактор “Врачебной Газеты” На IV (XX) Всероссийском Пироговском съезде врачей мы выдвинули новую парадигму здоровья, которая получила поддержку крупнейших ученых страны, правления Российской медицинской ассоциации и Исполкома Всероссийского Пироговского съезда врачей. На протяжении десятков лет господствующей парадигмой в нашей стране являлось ошибочное, по сути, представление о зависимости здоровья от уровня развития общества. В соответствии с этим, здравоохранение как система было ориентировано на решение государственных задач и обеспечение благоприятной динамики популяционных показателей здоровья через осуществление комплекса массовых мероприятий (всеобщая диспансеризация, массовое санитарное просвещение, вакцинация всего населения и т. д.). Так, постепенно в сознании врачей размывались важнейшие положения об индивидуальном подходе к профилактике и лечению заболеваний, замещаясь технократическими стереотипами “схем”, “стандартов”, “нормативов”. Статистика стала применяться некорректно и в тех случаях, где средние величины приводили к ошибочному толкованию индивидуальных показателей, снижению эффективности медицинских мероприятий. В конечном результате это привело к снижению рейтинга здоровья в системе ценностных ориентиров населения, смещению здоровья в государственных приоритетах на более низкое место, к уменьшению доли расходов на здравоохранение в общих государственных расходах.

Предложенная нами новая парадигма здоровья основывается на его приоритете: “Здоровье – не результат успешного социального и экономического развития общества, а его непременное условие и цель”. Такой зеркально противоположный подход явился результатом анализа причин низкой эффективности государственных и медицинских мероприятий по обеспечению уровня здоровья населения. А также того бедственного положения, в котором оказалась система здравоохранения страны, того общественного отношения к здоровью, которое определило низчайшую потребность людей в здоровом образе жизни, низчайшую персональную ответственность за его сохранение, того недопустимого снижения авторитета врачей и медицинских сестер.

Больной человек по определению не может выполнять важнейшие биологические и социальные функции:

Физически и духовно развиваться.

Обучаться. Производить. Управлять. Защищаться. Размножаться. Воспитывать здоровую смену.

Образно говоря, больному человеку необходимы: горсть лекарств, больничная кровать и сострадание окружающих. Все общественные духовные и материальные ценности для больного человека теряют прежнее приоритетное значение. Все, что производит общество, все, чем живет государство, что потребляется и обменивается, предназначается человеку для удовлетворения его потребностей в состоянии здоровья. Для больных людей производится специфический общественный продукт.

Существовавшая несколько десятилетий парадигма здоровья нанесла колоссальный вред здоровью населения страны и обусловила низкий уровень экономического развития. Игнорирование принципа “от здорового индивида к здоровой популяции” привело к снижению репродуктивного здоровья нации, ее производительного потенциала. К широкому распространению социальных пороков: алкоголизма, табакокурения, наркомании, проституции, воровства, жестокости. Вследствие этого возникли предпосылки к распространению социально-обусловленных заболеваний: туберкулеза, СПИДа, болезней, передающихся преимущественно половым путем, травматизма. На фоне ослабленного здоровья и в результате потребительского отношения к медицине возникли предпосылки к формированию тяжелых вариантов течения и неблагоприятных исходов (смертность, хронификация, инвалидизация) при банальной патологии.

Врачи стали ориентированными не на обучение пациентов здоровому образу жизни и предупреждению заболеваний, а на лечение больных. По сути, исчезла даже та, изжившая себя по методам, система санитарного просвещения. Из должностных обязанностей и нормативов распределения рабочего времени врача исчезла работа по профилактике.

Образовался порочный круг, разрыв которого представляется наиболее эффективным не на любом звене, а только на концептуальном уровне, т. е. на уровне парадигмы здоровья. Если будет признана новая парадигма здоровья, то это потребует изменения существующей системы здравоохранения, и станет понятным стремление к ее структурной реорганизации с уменьшением “лечебного” и увеличением “профилактического” сегментов, к сокращению стационарных коек и развитию института семейного врача.

Новая система здравоохранения, учитывая вектор мирового развития систем здравоохранения, не может являться монопольно-государственной при многоукладном экономическом развитии страны, при расширяющихся международных контактах и кооперации. Как и не может быть централизованно управляемой, технократической и административно-регулируемой.

Важнейшим неделимым элементом любой системы здравоохранения является взаимодействие в микросистеме “врач–пациент”. При признании новой парадигмы здоровья деятельность всей системы здравоохранения должна быть подчинена обеспечению необходимых условий для наибольшей эффективности взаимодействия в этой микросистеме, а именно:

свободы пациента в выборе врача и оздоровительно-лечебных технологий;

профессиональной независимости врача;

ресурсной обеспеченности взаимодействия (правовой, экономической, информационной, технологической, организационной).

Опуская из рассуждений свободу пациента, необходимо остановиться более детально на определении профессиональной независимости врача. Как-то так сложилось, что это понятие рассматривается через призму права на оказание или неоказание медицинской помощи. В условиях отсутствия договора между врачами и обществом это действительно может иметь место. До настоящего времени деятельность врачей осуществлялась по законодательству, не предусматривающему двустороннего договора и обязательств государства и общества перед врачами.2

Нами впервые был разработан проект такого договора – Медико-социальная хартия Российской Федерации, который обсуждался на III (XIX) в 1999 году и IV (XX) в 2001 году Всероссийских Пироговских съездах врачей. В процессе широкой дискуссии по трижды публиковавшимся во “Врачебной Газете” двум вариантам проекта (проф. Д. Д. Венедиктова и проф. Г. А. Комарова) в документе учтены многочисленные замечания врачей и на IV ВПСВ был представлен вариант, являющийся продуктом коллективного творчества, принятие которого проходило довольно сложно. Сказалась неподготовленность многих делегатов для обсуждения такого рода концептуального документа, стереотипы старого мышления.

Среди важнейших положений Медико-социальной хартии Российской Федерации в контексте обсуждаемой темы следует остановиться на трех.

Первое: врач ответственен за своевременность, качество и полноту оказываемой медицинской помощи только в пределах созданных для этого государством и обществом условий.

Второе: государство и общество не осуществляют вмешательства в деятельность врача по оказанию медицинской помощи, но создают для этого все необходимые условия, справедливо оценивая и оплачивая труд медицинских работников.

И третье: общество и государство признают исключительное положение врача во время выполнения профессиональной деятельности по оказании медицинской помощи человеку, имея в виду суждения и действия исключительно в интересах нуждающегося в медицинской помощи человека и приоритетность их над всеми иными интересами, обстоятельствами и регламентациями.

Как следует из этих и других положений Медико-социальной хартии Российской Федерации, для успешного решения стоящих перед системой здравоохранения задач необходима мобилизация и раскрепощение интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, который долгое время не был в полной мере востребованным, и потому весьма сложно устроенная и совершенная система здравоохранения не обеспечивала необходимых результатов. Но эта мобилизация возможна только при условии обеспечения профессиональной независимости врачей и соответствующем переустройстве системы управления здравоохранением. Так, мы подошли к формированию представления о государственно-общественном здравоохранении, основой которого является развитое врачебное самоуправление и его взаимодействие с государственными органами управления здравоохранением.

Общественное профессиональное самоуправление в здравоохранении может эффективно взаимодействовать с государственными органами управления на договорной основе и при консолидации всех профессиональных обществ и ассоциаций. Правительство, Министерство здравоохранения не могут взаимодействовать с многочисленными мелкими общественными организациями, к тому же имеющими разные приоритеты, разное отношение и разное видение реформ. Понимание этого привело к тому, что в последнем десятилетии прошлого века начался процесс создания единой национальной медицинской ассоциации, который предусматривает поэтапную интеграцию в нее различных профессиональных объединений без ограничений их прав и изменения задач. Мощная и влиятельная общественная медицинская ассоциация может являться гарантом профессиональной независимости врачей и одновременно защиты прав пациентов, поскольку своей деятельностью она стремится к соблюдению высоких стандартов оказания медицинской помощи, к высокому профессиональному уровню своих членов. Это убедительно доказано многолетней практикой развития врачебного самоуправления в тех странах, где национальные системы здравоохранения обеспечивают наибольшую эффективность: в Германии, США, Англии и других.

По мере самоорганизации медицинской общественности, развитии и структурировании общественного сегмента здравоохранения стала реальной новая стратегия развития системы здравоохранения с поэтапным сокращением вмешательства государства в процесс взаимодействия врачей и пациентов, в процесс непосредственного оказания медицинской помощи. В условиях, когда взаимоотношения государственных институтов управления и развивающегося врачебного самоуправления перестали быть антагонистическими, когда обе стороны поняли необходимость развития конструктивного сотрудничества, возникла возможность создания новой модели здравоохранения – государственно-общественной.

По-видимому, потребуется еще немало времени, пока идеи создания государственно-общественного здравоохранения будут восприниматься как наиболее перспективный путь дальнейшего развития в России. Однако уже сейчас нами создана схема (рисунок) взаимодействия государственного и общественного секторов.

Передача функций по регулированию профессиональной медицинской деятельности от структур государственного управления общественным организациям – процесс длительный и поэтапный. Сложность заключается в том, что в общественных организациях не должна предусматриваться бюрократическая штатная структура с оплатой труда, а объем предстоящей работы настолько велик, что одним энтузиазмом его не выполнить.

Другая сложность состоит в том, что условия для оказания медицинской помощи создаются множеством обеспечивающих отраслей и сервисных служб (транспорт, связь, энергетика, инженерные технологии, производство оборудования и лекарственных средств, информационные системы, финансовый и хозяйственный менеджмент и другие).

В сущности, на каждого врача приходится более десяти людей, участвующих в профилактическом или лечебно-диагностическом процессе, в создании тех самых условий, без которых невозможно обеспечение надлежащего оказания медицинской помощи. Но все эти специалисты, особенно не имеющие специального медицинского образования, не могут быть вовлечены, по определению, в сферу врачебного самоуправления.

Эту почти невыполнимую задачу успешно решает выдвинутая президентом Российской медицинской ассоциации, профессором А. Г. Саркисяном идея о создании Российского медицинского союза – объединения общественных организаций.

В светлый день крупнейшего христианского религиозного праздника Сретения 15 февраля 2002 года произошло учредительное собрание Российского медицинского союза. Если обратиться к приведенной схеме, то нетрудно заметить, что этим самым создан общественный партнер правительству, который по Конституции осуществляет весь комплекс мер по обеспечению охраны здоровья населения страны. Система дополнилась недостающим важнейшим элементом и приобрела сбалансированный, завершенный характер и вид.

Все изложенное выше показывает, что начавшийся в 1995 году процесс развития врачебного самоуправления не являлся стихийным и не был простой копией чужого опыта. Это была тщательно продуманная и научно обоснованная система последовательных шагов, которая осуществлялась Российской медицинской ассоциацией во взаимодействии с Министерством здравоохранения РФ на втором этапе конструктивного сотрудничества.

Задача “Врачебной Газеты” – информационное сопровождение и обеспечение дальнейшего развития врачебного самоуправления и создания государственно-общественного здравоохранения в России. При этом очень важным является обеспечение обратной связи, публикация суждений, замечаний врачей – непосредственных активных участников и главных действующих лиц в построении новой государственно-общественной системы здравоохранения.

1 Парадигма – понятие, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира, проблемы, модели, постановки и решения задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

2 Здесь и в последующем имеются в виду не только врачи, но и фельдшера, акушерки, медицинские сестры.

16.12.2012


Посмотрите также:
Метод детоксикация
Метод детоксикация

Метод "детоксикация" представляет собой процесс выведения из организма различного...
Если все тело чешется…
Если все тело чешется…

  Чесотка представляет собой инфекционное заболевание, возбудителем которого является...
Шунтирование желудка
Шунтирование желудка

  Избыточный вес – это достаточно сложная и многогранна проблема. Зачастую,...
Немного о лактации
Немного о лактации

  Рождение ребенка – что может быть прекрасней? Это волнующее событие заставляет маму...
Гипоплазия эмали зубов
Гипоплазия эмали зубов

  Гипоплазия эмали зубов представляет собой достаточно специфическое, но, от этого не менее...