Медицинская сестра

> Официальный отдел > Позиция медиков > Медицинская сестра

Вести Межрегиональной ассоциации медицинских сестер

27–28 июня 2000 года в г. Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему: “Роль и значимость сестринских ассоциаций в эволюционном реформировании отрасли”.
В конференции приняли участие более 200 делегатов из 31 региональных ассоциаций, входящих в состав Межрегиональной ассоциации медицинских сестер, а также представители из США, Швеции, Эстонии, Белоруссии, Украины.
С приветствием к участникам конференции обратились Гриненко А. Я. – председатель Комитета по здравоохранению Ленинградской области, заслуженный врач РФ, член-корреспондент РАМН, профессор. Дружинина А. В. – начальник отдела средних специальных заведений МЗ РФ, заслуженный работник здравоохранения РФ. Ева Шутковска – международный секретарь Шведской профессиональной ассоциации работников здравоохранения. Тейси Реммель – президент Эстонской ассоциации медицинских сестер.
В ходе конференции межрегиональные ассоциации медицинских сестер отчитались о своей работе за период с 1997 по 2000 год, президенты ассоциаций поделились опытом работы по совершенствованию сестринского дела на своих территориях и провели перевыборы правления, президента Межрегиональной ассоциации медицинских сестер.
При единогласном голосовании президентом Межрегиональной ассоциации избрана Саркисова В. А. – главный специалист по сестринскому делу Комитета по здравоохранению Ленинградской области, вице-президентами Комиссарова О. П. – главная сестра республиканской клинической инфекционной больницы, Рябинченко Н. А. – главная сестра Вологодской областной клинической больницы. На конференции выработана резолюция медицинских сестер, обращение в правительство РФ и министру здравоохранения РФ.

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции
“Роль и значимость сестринских ассоциаций в реформировании отрасли”
г. Санкт-Петербург, 27–28 июня 2000 года

Обсудив роль и значимость сестринских ассоциаций в развитии сестринского дела в России, конференция отмечает, что в рамках концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ реформируется и сестринское дело.
Проводится реформа сестринского образования, введена многоуровневая система подготовки медицинских кадров. В 27 медицинских ВУЗах страны осуществляется подготовка специалистов с высшим сестринским образованием.
В органах управления здравоохранением субъектов РФ вводятся должности главных специалистов по сестринскому делу.
Разработаны и внедрены в сестринское дело государственные образовательные стандарты, Этический кодекс медицинской сестры, технологические протоколы сестринских манипуляций.
Разработан проект Государственной программы развития сестринского дела в России, проект Доктрины среднего сестринского медицинского и фармацевтического образования.
Регулярно проводятся Всероссийские конференции по вопросам сестринского дела.
Ежегодно проблемы сестринского дела в РФ рассматриваются на коллегиях МЗ РФ.
Проведен I Всероссийский съезд специалистов со средним специальным и высшим образованием.
Издается 4 общероссийских периодических медсестринских журнала и несколько десятков различных изданий регионального и местного уровня.
В ЛПУ России внедряется сестринский процесс, имеются публикации о положительном опыте, позволяющем обеспечить ЛДП и уход за пациентами на более высоком уровне.
Значительно активизировалось международное сотрудничество медицинских сестер с зарубежными партнерами.
Продолжается рост числа общественных сестринских организаций.
В настоящее время созданы 44 региональных ассоциации сестринского персонала.
Межрегиональная ассоциация медицинских сестер насчитывает более 41,5 тыс. человек. В ее состав входят представители 69 регионов РФ и 31 региональная ассоциация.
Региональные и межрегиональные ассоциации медицинских сестер проводят активную работу по повышению престижа профессии медицинской сестры, совершенствованию организации их работы, внедрению идеологии современных взглядов на сестринский процесс, как на самостоятельный процесс работы с пациентами, тесно связанного с врачебным процессом.
Вместе с тем конференция отмечает, что дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела наталкивается на ряд проблем, требующих незамедлительного разрешения на уровне федеральных органов власти:
1. В России работает более 1,5 млн медицинского персонала со средним специальным образованием, что не соответствует потребностям современного здравоохранения. В то же время идет отток медперсонала из ЛПУ со средним специальным образованием.
Убыль этой категории работников наблюдается практически во всех субъектах РФ. Основная причина – низкое финансирование отрасли и неудовлетворительные условия труда. Расчетная средняя заработная плата среднего медицинского персонала (5–12 разряд ЕТС) в 1999 г. составила 113 руб., что ниже величины прожиточного минимума.
2. Несмотря на активную подготовку специалистов с высшим сестринским образованием, до сих пор не определен статус таких специалистов.
3. Система “свободного диплома” привела к резкому ухудшению обеспеченности кадрами средних медработников на селе (участковые больницы, амбулатории и др.). Усугубляет это положение отсутствие жилья для молодых специалистов.
4. Низкое финансирование отрасли приводит к снижению инфекционной безопасности ЛПУ, связанной с недостатком моющих и дезинфицирующих средств, нехватки средств защиты медицинского персонала и т. д.
5. До сих пор остается проблемой разработка системы нормирования труда всех категорий сестринского персонала с учетом требований повышения качества их работы.
6. Оплата труда медицинского персонала в системе ОМС из-за недостатка средств не является стимулом, повышающим качество работы, и совершенно не увязывается с качеством выполнения работы.

Всероссийская научно-практическая конференция постановляет:
1. Одобрить деятельность региональных и Межрегиональной ассоциаций медицинских сестер по реформированию отрасли.
2. В целях создания национальной ассоциации предложить всем региональным общественным сестринским организациям вступить в состав Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России.
3. Расширять партнерство в работе всех сестринских ассоциаций РФ.
4. Продолжить сотрудничество с национальными и международными сестринскими организациями в целях защиты прав и интересов работников здравоохранения, повышения их роли и ответственности в деле охраны здоровья населения.
5. Обратиться в Государственную Думу, Совет Федерации с предложениями:
– о внесении соответствующих дополнений в законодательство об охране здоровья граждан в РФ;
– о разработке и принятии закона “О страховании профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников”;
– о внесении изменений в закон “О медицинском страховании граждан в РФ” в части повышения тарифов, страховых взносов в фонды ОМС до 7 процентов;
– об установлении льгот медицинским работникам, награжденным государственными наградами РФ;
– ввести льготный проезд на всех видах транспорта (кроме такси) для медперсонала участковой службы.
6. Обратиться к Правительству РФ:
– о принятии неотложных мер по погашению задолженности по заработной плате, своевременности выплаты, повышению уровня и индексации зарплаты медработникам;
– о принятии Постановления “О государственной поддержке работников здравоохранения, медицинской науки, образования” в соответствии с Указом президента РФ от 20.04.93 № 468.
7. Обратиться к Министерству здравоохранения РФ:
– об утверждении Государственной программы развития сестринского дела в России и механизмов ее реализации;
– о введении в структуре МЗ РФ должности главного специалиста по сестринскому делу;
– провести анализ подготовки и использования специалистов с углубленным высшим сестринским образованием. Создать номенклатуру должностей для этой категории специальности, программ подготовки сестринского персонала повышенного уровня и высшего сестринского образования, внести необходимые коррективы в программы их подготовки и определить пределы их компетенции в практической деятельности;
– провести анализ положения дел по постдипломному образованию специалистов сестринского дела; в субъектах РФ и по результатам внести соответствующие предложения;
– внести в перечень элективных циклов базового высшего медицинского образования раздел “сестринское дело”;
– доработать и утвердить технологические протоколы сестринских манипуляций, рекомендовать их к применению в ЛПУ субъектов РФ;
– разработать новую систему нормирования и дифференцированной оплаты труда специалистов со средним специальным и высшим сестринским образованием;
– пересмотреть функциональные обязанности врачебного и сестринского персонала с целью передачи полномочий по планированию ухода медицинским сестрам;
– утвердить унифицированную документацию для сестринского персонала, отражающую современные технологии сестринского процесса;
– разработать дифференцированные нормативы нагрузки на сестринский персонал с учетом внедрения современных технологий и требований сестринского процесса;
– оказывать содействие Межрегиональной ассоциации в работе с международными сестринскими организациями и проектами по совершенствованию подготовки и организации работы сестринского персонала с целью использования имеющегося потенциала для реализации единой стратегии ВОЗ по достижению “Здоровья для всех”.
7. Обратиться к органам управления здравоохранением субъектов РФ с предложениями:
– принять меры по совершенствованию системы управления сестринскими службами с использованием специалистов с высшим сестринским образованием, повышению профессионального и социального статуса медработников с сестринским образованием, внедрению и укомплектованию должностей главных специалистов по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов РФ;
– создавать условия для безопасной работы с целью профилактики профессиональных заболеваний у сестринского персонала;
– оказывать максимальное содействие в развитии профессиональных ассоциаций сестринского персонала, шире привлекать их к решению проблем подготовки, переподготовки, повышения квалификации указанных специалистов, обеспечению управления качеством сестринской помощи;
– включить в должностные инструкции сестринского персонала пункт, обязывающий осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с Этическим кодексом медицинской сестры России.

Президент Межрегиональной ассоциации
медицинских сестер В. А. Саркисова

Сотрудничество России с ВОЗ в области сестринского дела: новая европейская политика “Здоровье-21”

Международное сотрудничество России в области сестринского дела
Возрастание социальной, политической и экономической значимости здравоохранения, достижения медицинской науки и практики стимулировали в последнее десятилетие развитие международного сотрудничества России с другими странами в области здравоохранения.
Межгосударственные связи и контакты России в этой важнейшей сфере человеческой деятельности направлены на совместное решение актуальных проблем, связанных со здоровьем, созданием оптимальных моделей оказания медицинской помощи населению, развитием медицинской науки, техники, а в последние годы – с развитием и совершенствованием сестринского дела. Международное сотрудничество способствует интеграции интеллектуальных и экономических усилий многих стран в решении общих проблем здоровья, в реализации имеющегося национального потенциала.
До конца 80-х годов международное сотрудничество России с другими странами в области сестринского дела носило эпизодический характер и осуществлялось, как правило, на уровне руководителей здравоохранения, а не медсестер. Последнее десятилетие обеспечило российским медсестрам возможность реального взаимодействия с зарубежными коллегами по широкому кругу проблем и профессиональных интересов, включая вопросы подготовки кадров, практической деятельности, общественных организаций, управления и научных исследований в области сестринского дела. За последние годы профессиональными сестринскими ассоциациями, учебными заведениями и лечебными учреждениями накоплен немалый опыт использования различных форм сотрудничества – от участия в работе международных совещаний, конференций и учебных семинаров до разработки и реализации совместных проектов и программ. Многие наши медсестры не только принимали зарубежных гостей у себя в учреждениях, но и ознакомились и обменялись опытом с коллегами на их территории.
Сотрудничество в области сестринского дела развивается как на двусторонней, так и на многосторонней основе, когда в проекте одновременно участвуют представители нескольких стран. Ряд проектов носит локальный характер, например, сотрудничество между двумя сестринскими школами или профессиональными ассоциациями России, Америки или Европы. Другие предусматривают сотрудничество, охватывающее ряд территорий или регионов. Существуют и национальные проекты.
Проекты международного сотрудничества могут быть рассчитаны только на участие медсестер, фельдшеров и акушерок, но чаще встречаются многодисциплинарные проекты, в которых заняты специалисты разных профессий – менеджеры, врачи, сестринский персонал, лаборанты и др. К последней категории можно отнести успешно развивающийся многие годы в России и других государствах бывшего Союза проект больничных партнеров, осуществляемый Американским международным союзом здравоохранения. Он получил широкую известность и популярность как в нашей стране, так и в США. В его рамках проводится программа по лидерству в сестринском деле, давно перешагнувшая границы участвующих в проекте больничных коллективов.
Среди масштабных сестринских проектов – “Новые медсестры для новой России”, проводившийся Межрегиональной ассоциацией медсестер России и “Ворлд Вижн Интернешнл” при финансовой поддержке Агентства международного развития США. Положительные результаты имеет реализация проекта Межрегиональной ассоциации медсестер России с Национальной ассоциацией медсестер Швеции. Перечень международный проектов в России, в которых участвуют медсестры, исчисляется даже не десятками, а сотнями, и их перечисление связано с риском пропустить какой-либо из успешных и тем самым обидеть его участников. Поэтому было бы целесообразным взять за правило для участников всех международных проектов сотрудничества в области сестринского дела со страниц профессиональных журналов и газет доносить свой опыт, результаты сотрудничества как положительные, так и отрицательные, до своих коллег – огромной аудитории российских медсестер, акушерок и фельдшеров.
Политика ВОЗ в области сестринского дела в регионе
Особое место в международном сотрудничестве России отводится Всемирной организацией здравоохранения – специализированному учреждению Организации Объединенных Наций, созданному в 1948 г. и направляющему свою деятельность на решение проблем международного и национального здравоохранения.
Европейский регион ВОЗ, в состав которого входят Россия и еще 50 стран, является одним из шести регионов мира. Население его составляет 870 млн. человек, общая численность медсестер и акушерок – свыше 5 млн.
С конца 70-х годов европейская региональная политика ВОЗ была ориентирована главным образом на оздоровление окружающей среды, формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Этическая сущность политики заключалась в обеспечении всех людей равными возможностями в укреплении и сохранении здоровья, в доступности медицинской помощи для каждого человека.
Важнейшим событием, вошедшим в историю мирового здравоохранения и в последующем изменившим отношение к сестринскому персоналу в вопросах охраны здоровья населения, стало проведение в Казахстане в 1978 г. Международной конференции ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), принявшей Алма-Атинскую декларацию, справедливо названную “Великой Хартией здравоохранения XX века”. Декларация воплотила с себе небывалое единство мнений мирового сообщества о необходимости сотрудничества между странами в области ПМСП, которая была определена “основным инструментом в решении задач достижения здоровья для всех к 2000 году – как части общего развития в духе социальной справедливости”.
36-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (май 1983 г.) признала, что “сестринский персонал ввиду своей численности, тесных контактов с населением может играть важную роль в реализации национальных стратегий и планов ПМСП, а также в укреплении соответствующей инфраструктуры здравоохранения”.
В докладе генерального директора ВОЗ, представленном участникам Ассамблеи здравоохранения в 1986 г., отмечалось, что система, основанная на ПМСП, не может эффективно функционировать без надлежащим образом подготовленного сестринского персонала, что предполагало необходимость подготовки преподавателей и лидеров, а также проведения научных исследований в сестринском деле. На заседании широко обсуждались вопросы изменения законодательства и формирования механизмов правового регулирования, влияющих на подготовку и деятельность медсестер и акушерок в странах региона.
В программных документах ВОЗ сестринский персонал рассматривается как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи. Стремление более эффективно использовать его возможности, знания и опыт послужило основанием для проведения в 11 странах Европейского региона в период с 1976 по 1985 гг. многонациональных исследований по проблемам сестринской помощи. Главной целью исследований было выявление потребностей населения в медицинской помощи и определение возможностей сестринского персонала по их удовлетворению. Важнейшим отправным моментом данного исследования являлось то, что предоставляемая населению помощь должна основываться не на интуиции, а на прочных научных принципах. Установлено, что деятельность сестринского персонала в разных странах меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Сестринский процесс, в центре внимания которого – общее состояние здоровья человека, а не решение отдельных задач, становится моделью оказания эффективной сестринской помощи в регионе.
Результат исследований показал, что для абсолютного большинства европейских стран медицинское обслуживание пожилого населения стало одной из приоритетных областей национальных программ здравоохранения. В основном, это предоставление помощи вне лечебных учреждений, в домашних условиях и в дневных стационарах.
Определено также, что многие проблемы со здоровьем связаны с образом жизни и привычками семьи, что дети, подростки, взрослые нуждаются в помощи и советах по вопросам профилактики заболеваний, здорового образа жизни. Возникла потребность в кадрах, способных убедить в необходимости ответственного отношения к своему здоровью.
Итоги семилетних исследований обсуждались в 30 странах Европы, в том числе и в России. Участники национального сестринского семинара, прошедшего в 1987 г. в Ростове-на-Дону, одобрили выводы, сделанные зарубежными коллегами, и наметили свои конкретные программы по их реализации в здравоохранении России.
Общим итогом международного исследования было проведение в июне 1988 г. в Вене 1-й Европейской конференции по сестринскому делу, организованной ВОЗ при участии представителей 32 стран региона. Цель ее заключалась в пропаганде европейской стратегии достижения “здоровья для всех” среди медсестер региона и в определении необходимых изменений в сестринской практике для выполнения региональных задач здравоохранения. Участники конференции выработали рекомендации для практических действий на период 1988–2000 гг. Большинство результатов работы конференции нашло свое отражение в Венской декларации по сестринскому делу.
Важное место в итоговых документах конференции отводилось следующему тезису: “Правительства, профессиональные ассоциации и другие негосударственные организации в регионе должны в полной мере осознать роль сестринского персонала в ПМСП и внести необходимые изменения в подготовку, практику и управление сестринского обслуживания с целью удовлетворения меняющихся потребностей населения. Сестринское дело должно быть включено в качестве одно из основных элементов в национальные планы здравоохранения, разрабатываемые на основе региональной стратегии достижения здоровья для всех, а медсестры должны принимать активное участие в обсуждении политики здравоохранения”.
Поддерживая инициативу Европейского региона, руководитель глобальной сестринской программы ВОЗ в Женеве Мириам Хиршфелд в обращении к представителям национальных сестринских ассоциаций сказала: “Медсестры всего мира обязаны сплотиться для достижения новых целей. Они должны изыскать новые пути служения людям как в развитых, так и в развивающихся странах для решения проблем, связанных со старением населения, СПИДом, а также поиском технологий, удлиняющих жизнь человека и сохраняющих его здоровье. Это предполагает адекватную подготовку кадров и надлежащее применение результатов научных исследований. Только при таких условиях медсестры смогут оказывать высококачественную, соответствующую потребностям населения помощь, повысят свой авторитет в обществе. Тогда у молодежи появится интерес к этой профессии, и в перспективе удастся удовлетворить потребности общества в сестринских кадрах, в профилактической, лечебной, реабилитационной помощи и в помощи умирающим людям”.
Вслед за Венской конференцией в Туле в июне 1989 г. состоялось Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием, на котором обсуждались роль и задачи сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и были разработаны рекомендации по выполнению решений 1-й Европейской конференции по сестринскому делу. К сожалению, в силу объективных причин не все из запланированных на этом совещании решений были реализованы. Распад Союза и последовавшее за ним реформирование национальных систем здравоохранения бывших союзных республик внесли существенные коррективы в ранее намеченные планы. В новых условиях, при изобилии неотложных задач, победу одержал прагматизм, и решение большинства ключевых проблем сестринского дела было отложено до лучших времен.
После Венской конференции Европейское бюро ВОЗ активно приступило к реализации региональных планов и программ в области сестринского дела. К приоритетным были отнесены программы по разработке учебных материалов по СПИДу для медсестер, пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON), развитие лидерства в сестринском деле, подготовка медсестер-преподавателей и менеджеров, содействие в создании национальных планов развития сестринского дела и др. Подготовленные экспертами учебные материалы были переведены на национальные языки стран региона, адаптированы к национальным особенностям и местным условиям и широко распространены среди сестринского персонала.
В течение последнего десятилетия Европейское бюро ВОЗ регулярно проводило совещания для главных специалистов по сестринскому делу Минздравов и представителей национальных сестринских ассоциаций. Каждое из пяти проведенных ВОЗ совещаний (Венгрия 1992 г., Румыния 1993 г., Шотландия 1994 г., Исландия 1996 г., Финляндия 1999 г.) ставило своей целью получение информации о выполнении национальных программ сестринского дела, мониторинг за процессом их развития, оценку результатов и др. С 1993 г. параллельно с англоговорящей группой сестер-лидеров заработала и русскоговорящая группа из СНГ.
В продолжение проводимой ВОЗ глобальной политики в мае 1998 г. мировым сообществом принята новая политика – “Здоровье для всех в XXI столетии”. В ней излагаются важнейшие приоритеты здравоохранения, рассчитанные на первые два десятилетия нового века. На основе глобальной политики ВОЗ Европейский региональный комитет принял в 1998 г. свою региональную политику. Ее постоянная цель заключается в том, чтобы все люди могли достичь и в полной мере реализовать свой потенциал здоровья. Основные цели политики: укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни, снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.
Для Европейского региона была сформулирована 21 задача по достижению здоровья для всех. Эти задачи представляют собой основу для разработки и развития политики здравоохранения в странах. Конкретно они касаются положения и потребностей в регионе. Их не следует рассматривать в качестве обязательных предписаний, предполагается, что они будут адаптированы к конкретным условиям.

Перечень региональных задач:
1. Солидарность в интересах здравоохранения в Европейском регионе.
2. Равноправие в вопросах охраны здоровья.
3. Здоровое начало жизни.
4. Здоровье молодежи.
5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.
6. Улучшение психического здоровья.
7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний.
8. Сокращение распространенности неинфекционных болезней.
9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.
10. Здоровая и безопасная окружающая среда.
11. Здоровый образ жизни.
12. Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость лекарственными средствами и табаком.
13. Условия здоровой среды.
14. Многосекторальные обязательства в отношении здоровья.
15. Интегрированный сектор здравоохранения.
16. Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи.
17. Финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов.
18. Развитие кадровых ресурсов для здравоохранения.
19. Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения.
20. Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.
21. Политика и стратегия по достижению здоровья для всех.
В новом стратегическом документе ВОЗ, получившем название “Здоровье-21”, подчеркивается важный профессиональный вклад, который медсестры и акушерки, а в нашей стране еще и фельдшера, могут внести в выполнение перечисленных задач. В документе отмечается наличие множества проблем, возникших в последнее десятилетие и оказывающих существенное воздействие на национальные системы здравоохранения. Например, проведение крупных реформ в организации и финансировании здравоохранения; увеличение в масштабах всего региона числа людей, страдающих от болезни, связанных с неправильным образом жизни; увеличение разрыва между богатыми и бедными; рост безработицы, оказывающей негативное воздействие не только на отдельных лиц, но и на семьи, большие группы населения; рост бытового насилия; войны и иные формы вооруженных конфликтов, в результате которых многие люди оказываются в положении бездомных или беженцев, особенно подверженных развитию соматических или психических расстройств; вредные факторы окружающей среды. Положение в здравоохранении еще более усугубляется ввиду неуклонного повышения среди населения доли пожилых и старых людей, а также последствий технологического развития и быстрых изменений в характере оказания медицинской помощи. Потенциал хорошо подготовленных и компетентных медсестер и акушерок должен использоваться более эффективно с тем, чтобы они могли внести максимальный вклад в решение всех этих проблем.
Региональное бюро ВОЗ приняло решение о проведении с 15 по 17 июня 2000 г. в Мюнхене 2-й Европейской конференции по сестринскому делу. Участники конференции должны будут выявить и проанализировать те нерешенные проблемы, которые в последние 10 лет мешали медсестрам и акушеркам вносить более ощутимый вклад в удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи, и попытаться разработать стратегию для их решения. В ходе конференции будет сделана попытка достижения консенсуса в том, как сестринский персонал совместно с другими специалистами здравоохранения может наиболее эффективно решать приоритетные задачи здравоохранения и квалифицированно оказывать населению необходимую помощь. Другими важными пунктами повестки будут обсуждение концепции “семейная медсестра” и ее реализации, вопросов обучения подготовки, необходимых для этой категории медсестер, финансирования их деятельности и внесения соответствующих изменений в законодательство. Предполагается, что на конференции будут приняты основы общеевропейской стратегии и план действий по развитию сестринского дела и акушерства на предстоящие 20 лет для их реализации на национальном уровне.

Европейская инициатива “Увеличение профессионального вклада медсестер и акушерок в реализацию политики “Здоровье-21””
С целью увеличения профессионального вклада медсестер и акушерок в сохранение и улучшение здоровья населения Европейское региональное бюро ВОЗ, Международный совет медсестер (МСМ) и Международный совет акушерок (МСА) опубликовали совместное обращение, в котором призвали всех своих коллег присоединиться к европейской инициативе по реализации политики “Здоровье-21”.
Представителям сестринской и акушерской профессии будет предложено через национальные ассоциации и специалистов по сестринскому делу Минздравов использовать свои умения и опыт для выполнения задач, сформулированных в основах политики “Здоровье-21”. Участвующие в этой инициативе примут клятву и получат специальный значок в форме сердца на фоне радуги. Первая церемония с принятием клятвы состоится в ходе 2-й конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерству. Участвующим в ее работе министрам здравоохранения или уполномоченным представителям Минздравов стран региона будет предложено подписать Мюнхенскую декларацию, определяющую роль и участие медсестер и акушерок в сфере охраны и укрепления здоровья населения и способствующую реализации их профессиональных возможностей.
Будучи самой большой профессиональной группой в здравоохранении, медсестры и акушерки часто первыми вступают в контакт с пациентами, отвечают за предоставленную медицинскую помощь и обеспечивают поддержку наиболее уязвимым и малообеспеченным группам населения. Именно к ним население часто обращается за советом и помощью по вопросам здоровья, и они могут и должны оказывать влияние на политиков и руководителей, принимающих политические решения.
Региональный советник ВОЗ по сестринскому делу и акушерству Ainna Fawcett-Henesy отмечает: “Настоящая кампания направлена на повышение роли и эффективности труда медсестер и акушерок. Она основана на давних традициях и опыте всех стран Европы по укреплению здоровья населения и особенно ценном участии со стороны медсестер и акушерок”. Президент МСМ г-жа Kirsten Stalknecht также заявила по этому поводу: “Медсестры и акушерки, несомненно, составляют основу самых эффективных бригад здравоохранения, особенно на уровне первичной медико-санитарной помощи. Используя широкий спектр своих возможностей, экспертных знаний и умений, медсестры и акушерки, выполняющие множество различных функций, внесут значительный вклад в реализацию политики “Здоровье-21”. Руководители сестринских служб, сестры-преподаватели и практики уже сейчас возглавляют инициативы, направленные на улучшение здоровья всего населения и уменьшение разрыва в состоянии здоровья между различными социальными группами. Европейская инициатива позволит сделать профессиональный вклад медсестер и акушерок более наглядным и эффективным”. Президент МСА Maria Spernbaur добавляет: “Акушерки несут особую ответственность за обеспечение здорового начала жизни новорожденных, что является одной из ключевых задач политики “Здоровье-21”. Они оказывают квалифицированную помощь семьям в течение всего репродуктивного периода, обеспечивая особое внимание и заботу на этапе, связанном с рождением ребенка. Поскольку в большинстве случаев населению легко установить контакт с акушерками, их экспертные знания и навыки доступны для каждого человека”.
С целью определения основных принципов сестринской и акушерской помощи и разработки текста клятвы ВОЗ, МСМ и МСА провели в странах Европейского региона серии консультаций. В проекте подготовленного документа перечислены следующие принципы:
– важность сестринской и акушерской помощи для сохранения и улучшения здоровья населения;
– оказание практической помощи наиболее нуждающимся, уязвимым и малообеспеченным лицам и группам населения;
– изучение и распространение ценного опыта эффективной сестринской и акушерской помощи;
– участие медсестер и акушерок в принятии решений по принципиальным вопросам определения политики и управления здравоохранением, правовому и нормативному регулированию деятельности в системе оказания медицинской помощи населению и подготовки профессиональных кадров;
– развитие эффективных форм бригадной работы и активное участие в работе междисциплинарных бригад с целью обеспечения помощи населению по укреплению здоровья и предоставлению комплексных услуг;
– выполнение не только клинических, но и разнообразных управленческих функций, определение потребностей населения в медицинской помощи, координация деятельности специалистов и оценка ее результатов обеспечат увеличение вклада медсестер и акушерок в решении проблем медицинского обслуживания;
– необходимость развития и совершенствования сестринской помощи как средства улучшения здоровья населения в рамках всего Европейского региона.
Политика “Здоровье-21” принята всеми государствами Европейского региона ВОЗ, взявшими на себя обязательство выполнить 21 задачу, обозначенную в этом документе. Согласно политике “Здоровье-21”, развитие здравоохранения должно быть основано на принципах демократизма, социальной ответственности и устойчивости. В ней подчеркиваются такие аспекты, как справедливость, борьба с болезнями, многоотраслевые действия, ориентация сектора здравоохранения на достижение конечных результатов для здоровья населения, социально-экономические детерминанты здоровья, различные проблемы и возможности, характерные для каждого этапа жизни человека.

Профессор Г. М. ПЕРФИЛЬЕВА,
директор сотрудничающего с ВОЗ Центра
по сестринскому делу и акушерству

16.12.2012


Посмотрите также:
Поясничный остеохондроз
Поясничный остеохондроз

Одна из функций позвоночника состоит в том, чтобы поддерживать тело в вертикальном состоянии,...
История рентгена
История рентгена

Каждый из вас наверняка проходил процедуру рентгена. А как же она выполняется, что при этом...
Ответы на часто задаваемые вопросы о препарате
Ответы на часто задаваемые вопросы о препарате "Простатилен"

Страдающих этим недугом, действительно, много, как и вопросов о лечении и профилактике. В...
Как подготовить детский организм к осени?
Как подготовить детский организм к осени?

  Как подготовить детей к осеннему сезону, который, ожидаемо, будет вызывать у них...
Вызов врача на дом: как это должно выглядеть?
Вызов врача на дом: как это должно выглядеть?

Далеко не у каждого нуждающегося в медицинской помощи всегда имеется возможность самостоятельно...