Об утверждении программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году

> Официальный отдел > Нормативные документы России об охране здоровья граждан > Об утверждении программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

ПРИКАЗ

19.08.2002 Москва № 270

В соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения о глобальной ликвидации кори в европейском регионе к 2010 году

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить программу ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году (приложение).

2. Департаменту Госсанэпиднадзора (С. И. Иванов), Управлению медицинских проблем материнства и детства (А. А. Корсунский) в срок до 15 сентября 2002 года разработать план мероприятий по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации и представить его на утверждение в установленном порядке.

3. Главным врачам Центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать территориальные программы ликвидации кори к 2010 году.

4. Главным врачам Центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации представить на рассмотрение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации план мероприятий по ликвидации кори для включения его в территориальные программы по профилактике инфекционных заболеваний.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Г. Г. Онищенко.

Министр Ю. Л. Шевченко

Приложение

УТВЕРЖДЕНО Приказом Минздрава России

Программа ликвидации кори на территории Российской Федерации

История борьбы с корью насчитывает более 200 лет, однако, реальная возможность снижения заболеваемости этой инфекцией проявилась только в 1954 году благодаря исследованиям J. Enders и Т. Peebles, выделившим от больного вирус кори и продемонстрировавшим его размножение в культуре клеток. Эти исследования явились в дальнейшем основой создания эффективных коревых вакцин, применение которых привело к существенному снижению заболеваемости корью, смертности и летальности от этой инфекции во многих странах мира.

Широкое применение коревых вакцин позволило Всемирной организации здравоохранения (1990 г.) определить две глобальные задачи: добиться к 1995 году снижения смертности от кори на 95% и снижения заболеваемости корью – на 90%.

В рамках Расширенной программы иммунизации были выдвинуты дополнительные задачи: достижение охвата вакцинацией на первом году жизни не менее 90% на уровне стран, регионов, районов и снижение летальности от кори до уровня менее 1% во всех странах.

Хотя ни одна из этих целей в глобальном масштабе достигнута не была, тем не менее к концу 1995 года примерно в 2/3 стран-членов ВОЗ заболеваемость корью снизилась на 90% и примерно в 1/2 стран мира смертность от кори уменьшилась на 95% и более.

Успехи вакцинопрофилактики, интенсивное развитие эпидемиологии, вирусологии и иммунологии позволили сформулировать задачу ликвидации кори (снижение показателя заболеваемости до нуля) на отдельных географических территориях. Возможность элиминации кори базируется на следующих научных предпосылках:

l во всем мире имеется единый антигенный вариант вируса кори;

l после заболевания корью остается стойкий, практически пожизненный иммунитет;

l вирус кори не имеет других экологических ниш, кроме человека;

l отсутствует носительство вируса кори в открытой форме;

l вирус кори характеризуется определенной пластичностью, что позволяет создать высоко иммуногенную аттенуированную вакцину.

В 1994 году американский регион первым провозгласил своей целью ликвидацию кори к 2000 году. В 1998 году еще два региона поставили задачу ликвидации кори: европейский регион к 2007 году, восточно-средиземноморский – 2010 году. Глобальную эрадикацию кори планируется осуществить к 2010–2020 гг., как задачу XXI века в рамках программы ВОЗ “Здоровье для всех”.

Специфическая профилактика кори в России, осуществляемая в стране более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией, привели к резкому снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности и летальности.

При анализе динамики заболеваемости корью на территории Российской Федерации за период с 1986 по 2000 год, охватывающий два последних эпидемических цикла, выявляется четкая тенденция к ее неуклонному снижению. Каждый последующий периодический подъем заболеваемости ниже предыдущего в 1,7 раза. Последние 6 лет регистрируются чрезвычайно низкие цифры заболеваемости (2,0–5,4), в среднем не превышая 4,1 на 100 тыс. нас. Преобладающими являются территории (75%) с низким уровнем заболеваемости – менее 5,0 на 100 тыс. нас. Сглаживаются сезонность, выравниваются показатели заболеваемости городского и сельского населения, а также заболеваемость разных возрастных групп населения. В последние годы показатель заболеваемости детского населения достиг низких цифр и колеблется от 0,06 в 1997 году до 0,2 на 1000 в 1995 г.

Вместе с тем в настоящее время сохраняются значительные колебания показателей заболеваемости (от 0,06 до 11,4 на 100 тыс. нас.) на разных территориях России, наблюдается активное включение в эпидемический процесс (ЭП) кори подростков (15–17 лет) и лиц старшего возраста, обусловленное недостаточным уровнем коллективного противокоревого иммунитета. Кроме того, участились случаи кори у ревакцинированных, показатель заболеваемости которых приблизился к аналогичному показателю среди вакцинированных – 0,3 и 0,2, соответственно. Нередко возникают определенные трудности при раннем распознавании кори и дифференциальной диагностике с другими экзантемными заболеваниями, т. к. у 50 % привитых детей наблюдается легкая и атипичная форма кори. Приведенные данные говорят о необходимости усиления мероприятий по борьбе с корью.

Тем не менее, стабилизация показателей заболеваемости корью на большинстве территорий России на спорадическом уровне, повсеместное и неуклонное повышение охвата вакцинацией (от 68% в 1996 г. до 93% в 2000 г.) и ревакцинацией (в среднем 90%) живой коревой вакциной (ЖКВ) детей в декретированные сроки, наличие в России высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16 позволяет разработать национальную программу элиминации кори в России и включиться в программу ЕРБ ВОЗ по глобальной элиминации этой инфекции.

Целью национальной программы является ликвидация кори в Российской Федерации к 2007 году и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010 году.

Мероприятия, предусмотренные национальной программой ликвидации кори, планируется осуществить в три этапа:

Первый этап (2002–2004 гг.) – достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.

Второй этап (2005–2007 гг.) – создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в России.

Третий этап (2008–2010 гг.) – сертификация территорий, свободных от кори.

Основными принципами ликвидации кори являются:

– достижение высокого (не менее 95–98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной ЖКВ;

– эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий полное и активное выявление всех случаев кори и их лабораторное подтверждение, а также своевременное принятие управленческих решений и контроль их выполнения.

Исходя из основных принципов, для достижения ликвидации кори в России необходимо решение следующих основных задач:

l достижение высокого уровня охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки (не менее 95–98 %) в разрезе каждого субъекта и по России в целом;

l совершенствование системы эпиднадзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;

l совершенствование производства и контроля качества препаратов для профилактики и диагностики кори; организация эффективной системы транспортировки и хранения препаратов;

l повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;

l развитие информационно-мобилизационной системы по вопросам выполнения программы ликвидации кори;

l проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач ликвидации кори;

l развитие международного сотрудничества по проблеме глобальной ликвидации кори.

Решение поставленных задач ликвидации кори в России требует координации деятельности учреждений Минздрава России и других заинтересованных министерств, ведомств.

1. Достижение и поддержание высокого уровня (не менее 95–98%) охвата вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ населения Российской Федерации.

Ликвидация кори может быть достигнута только при условии создания у населения надежного коллективного иммунитета против этой инфекции. Основой предупреждения распространения кори является успешное применение доступной, высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16, индуцирующей напряженный иммунитет, сохраняющийся в течение длительного времени. Высокий охват прививками детского населения на каждом педиатрическом участке позволит не только уменьшить число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения. Охват прививками ЖКВ не должен снижаться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии регистрируемых случаев заболеваний корью на территории.

На разных этапах реализации программы ликвидации кори возможно потребуется разработка и внедрение дополнительных стратегий, основой которых является постоянное поддержание высокого уровня коллективного иммунитета.

Основными направлениями реализации задачи является:

l проведение плановой вакцинации и ревакцинации детей в декретированные сроки с охватом не менее 95–98 % в разрезе каждого субъекта Российской Федерации;

l проведение ревакцинирующих прививок учащимся ПТУ, техникумов, колледжей и 1-х курсов вузов, не болевших корью и не получивших ранее второй дозы коревой вакцины;

l своевременное проведение прививок в очагах кори не иммунным детям, подросткам и взрослым, ранее не болевшим корью, не имеющих сведений о прививках или имеющим только одну прививку;

l определение дополнительных мероприятий по борьбе с корью на территориях с разным уровнем заболеваемости.

Обязательными мероприятиями, направленными на повышение невосприимчивости населения к вирусу кори, являются:

– совмещение прививок коревой вакциной с другими прививками регионального календаря прививок;

– сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори за счет подготовки детей из “групп риска” для иммунизации в консультативно-диагностических центрах (кабинетах) специфической иммунопрофилактики;

– совершенствование системы учета и отчетности о профилактических прививках населения региона;

– учет и анализ поствакцинальных осложнений;

– внедрение в практику здравоохранения прививочного сертификата;

– проведение ежегодного расчета потребности регионов в живой коревой вакцине;

– обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений живой коревой вакциной, приобретенной за счет средств федерального и местного бюджета.

2. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за корью.

Для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, в ходе которого разрабатывается прогноз заболеваемости и планируются оперативные мероприятия по предупреждению распространения инфекции с последующей ее ликвидацией.

В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает значимость серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить группы “риска” и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.

Для объективной оценки сложившейся на территории эпидемической ситуации в отношении кори, чрезвычайную актуальность приобретает активное выявление всех случаев заболевания корью и их обязательное лабораторное подтверждение. Учитывая трудности, возникающие при постановке диагноза кори у ранее привитых против этой инфекции, которые нередко (50%) переболевают корью в легкой, трудно диагностируемой форме, важно проводить лабораторное обследование всех случаев заболевания корью или подозрительных на эту инфекцию.

При решении задач ликвидации кори необходимо также проводить изучение биологической и молекулярно-генетической характеристики циркулирующих среди населения коревых штаммов, что позволит контролировать их географическое распространение с учетом местных и завозных случаев кори и пополнить глобальную генетическую карту вируса кори.

Основными направлениями реализации задачи являются:

l обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и подозрительных на эту инфекцию с целью подтверждения диагноза “корь”;

l проведение многофакторного эпидемиологического анализа заболеваемости корью, привитости, состояния специфического иммунитета населения в стране в целом и в разрезе административных территорий; составление прогноза заболеваемости, разработка и реализация дополнительных мероприятий по предупреждению вспышек кори;

l изучение молекулярно-генетической характеристики штаммов вируса кори с целью слежения за циркуляцией их среди населения.

Обязательными мероприятиями при проведении эпидемиологического надзора за корью являются:

– внедрение стандартного определения “случая кори” с целью повышения оперативности противоэпидемических мероприятий;

– разработка и внедрение дополнительных форм и схем эпидемиологического анализа, обеспечивающих полноту и высокую достоверность информации о развитии эпидемического процесса;

– анализ клинических проявлений коревой инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частоты возникновения осложнений);

– проведение выборочных серологических обследований с целью оценки коллективного иммунитета и принятие оперативных решений по его коррекции;

– разработка и внедрение критериев оценки эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

– разработка и реализация региональных программ ликвидации кори;

– организация национального и региональных центров по надзору за корью с определением их задач и функций, как единой системы управления эпидемическим процессом коревой инфекции, с целью принятия адекватных и оперативных мер по предупреждению распространения и ликвидации кори.

3. Совершенствование производства и контроля качества препаратов для диагностики и профилактики кори. Обеспечение условий их транспортировки и хранения.

В решении вопросов ликвидации кори важное значение имеет выпуск препаратов для профилактики и диагностики этой инфекции гарантированного качества и отвечающих международным требованиям, а также соблюдение условий транспортировки и хранения препаратов, обеспечивающих эффективность вакцинопрофилактики. Данные требования являются обязательным условием для участия России в программе глобальной элиминации кори в европейском регионе.

Программой предусматривается:

l совершенствование существующих вакцинных препаратов с целью повышения термостабильности и иммуногенности; разработка и производство ассоциированных вакцин;

l разработка и выпуск иммуноферментных тест-систем для экспресс-диагностики (IgM) и оценки напряженности специфического иммунитета (IgG) к вирусам кори и краснухе;

l обеспечение контроля за выполнением действующих Санитарных правил “Условия хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов” на всех этапах – от предприятия производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений;

l обеспечение лечебно-профилактических и аптечных учреждений, а также складов хранения вакцины термоконтейнерами многоразового и одноразового применения, термоиндикаторами, стационарным холодильным оборудованием (холодильные камеры, холодильники).

4. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.

Высокая квалификация врачей (педиатров, инфекционистов, эпидемиологов, вирусологов, иммунологов) и средних медицинских работников является гарантией успешного выполнения программы ликвидации кори в России.

Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и проведения эпидемиологического надзора, стратегии и тактики вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и санитарного просвещения населения.

Программой предусматривается:

l организация и проведение семинаров и совещаний для специалистов Госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори;

l проведение курсов для вирусологов по вопросам лабораторной дифференциальной диагностики кори и других экзантемных заболеваний;

l проведение учебных курсов по “холодовой цепи” с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;

l организация, совместно с ВОЗ, курсов для эпидемиологов и вирусологов по программе элиминации кори;

l внедрение системы тестового контроля знаний врачей по вопросам, клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;

l участие специалистов практических учреждений здравоохранения и санэпидслужбы в республиканских и международных конференциях, совещаниях по проблемам ликвидации кори;

l подготовка публикаций в медицинских изданиях по вопросам эпидемиологического надзора за корью и её вакцинопрофилактики;

l включение в программы подготовки студентов медицинских и фармацевтических институтов и училищ, врачей постдипломного образования вопросов глобальной ликвидации кори;

l проведение рабочих совещаний с руководящим составом органов и учреждений здравоохранения и Госсанэпидслужбы по вопросам реализации национального плана действий по ликвидации кори.

5. Развитие информационно-мобилизационной системы по проблеме ликвидации кори.

Для реализации программы ликвидации кори необходима мобилизация медицинскими работниками населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори с использованием для этих целей всех средств массовой информации.

Программой предусматривается:

l подготовка и издание массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики кори (плакатов, буклетов, памяток, листовок);

l подготовка и организация трансляций по телевидению и радиовещанию тематических программ, интервью специалистов по вопросам ликвидации кори;

l публикации в средствах массовой информации статей и интервью ведущих ученых, практических работников здравоохранения и санэпидслужбы на тему ликвидации кори в Российской Федерации;

l подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической обстановки по кори, состояния вакцинопрофилактики, проводимых противоэпидемических мероприятий.

6. Проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач проблемы ликвидации кори.

Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение современных проблем эпидемиологии, профилактики, клинической и лабораторной диагностики кори, существенно повысит качество и оперативность мероприятий по реализации программы.

Программой предусматривается:

l совершенствование системы управления эпидемическим процессом кори и краснухи;

l разработка программного обеспечения, позволяющего проведения эффективного эпидемиологического надзора;

l создание новых иммуноферментных тест-систем для экспресс-диагностики кори и краснухи (IgM) и серомониторинга (IgG);

l изучение молекулярно-генетической характеристики штаммов вируса кори, циркулирующих среди населения; совершенствование методов молекулярной эпидемиологии;

l изучение гуморальных и клеточных механизмов формирования специфического противокоревого иммунитета у больных корью и привитых ЖКВ.

7. Развитие международного сотрудничества.

В ходе реализации программы ликвидации кори в России будет осуществляться:

l сотрудничество с ВОЗ в рамках программы глобальной ликвидации кори;

l сотрудничество с международными неправительственными организациями по актуальным вопросам ликвидации кори;

l сотрудничество с органами здравоохранения и научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран по вопросам стратегии и тактики борьбы с корью.

8. Организация и внедрение системы сертификации ликвидации кори в России.

Будет проводиться в соответствии с рекомендациями ВОЗ:

– организация экспертного совета для оценки реализации национального плана действий по выполнению программы и корректировки мероприятий, а также проведения сертификации административных территорий, свободных от кори;

– разработка плана проведения сертификации;

– проведение мониторинга сертификационного процесса.

16.12.2012


Посмотрите также:
Медикаментозный аборт
Медикаментозный аборт

  Медикаментозный (фармакологический, лекарственный, химический) аборт – это один из...
Проблемы лежачих больных
Проблемы лежачих больных

Вследствие тяжелого течения болезни многие люди вынуждены быть прикованы определенный период к...
Спайс и борьба с ним
Спайс и борьба с ним

Спайс получил широкое распространение благодаря своему эффекту быстрого получения удовольствия...
Нюансы при окончании беременности
Нюансы при окончании беременности

  Наш нос способен выделять слизь, чтобы получить таким образом защиту от инфекции. Точно...
Ортопедический матрас для здоровья позвоночника
Ортопедический матрас для здоровья позвоночника

  Решив приобрести новый ортопедический матрас, имеет смысл заранее приглядеться и...