О проекте Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и Плане мероприятий по ее реализации

> Официальный отдел > Нормативные документы России об охране здоровья граждан > О проекте Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и Плане мероприятий по ее реализации

Коллегия решение 11 апреля 2000 г., Протокол № 7

Министерство Здравоохранения Российской Федерации
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации

Коллегия отмечает, что проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности в стране имеют особую медико-социальную значимость. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности негативно сказываются на уровне воспроизводства населения. В России сокращается число женщин и семей, желающих иметь детей, – за последние 10 лет общие потери в численности новорожденных составили более 6 миллионов. Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин детородного возраста: увеличивается число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода; сформировался феномен “подросткового материнства”; 15–20% семейных пар страдают бесплодием. Прогрессивный рост анемизации беременных (38,6% к числу закончивших беременность – 1998 год) в определенной степени является следствием ухудшения структуры их питания. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов, которое в целом по России в 1998 году составило менее 30%, в 1999 году* – 30,8%, а в ряде субъектов Российской Федерации этот показатель не достигает 20%. Несмотря на тенденции снижения числа абортов в стране с 75,1 на 1000 женщин фертильного возраста в 1994 году до 57,3 в 1998 году, в 1999 году – 53,0, уровень их остается еще достаточно высоким. Материнская смертность – один из основных показателей репродуктивного здоровья женщин в Российской Федерации – более чем в 2,5 раза превышает среднеевропейский показатель и составил в 1998 году 44,0 на 100 000 родившихся живыми (1994 год – 52,3). Несмотря на устойчивые положительные тенденции в снижении показателя младенческой смертности в стране с 18,6 на 1000 родившихся в 1994 году до 16,5 в 1999 году, уровень его также остается еще высоким. Основными в структуре младенческой смертности остаются причины, связанные со здоровьем матери: заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни – свыше 40%, врожденные аномалии – около 25%. Неблагоприятным фоном является ухудшение соматического и психического здоровья населения, рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально обусловленных заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма.
Одной из острейших современных проблем и важнейшей государственной задачей стали проблемы детей подросткового возраста. Это обусловлено тем, что в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал страны. Именно подростки наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. В связи с этим особого внимания заслуживают проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формирование здорового образа жизни.
Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивное здоровье, особенно женщин, являются условия труда. В неблагоприятных условиях в настоящее время работает около 1,5 млн женщин, ежегодно более чем 2 тысячам из них устанавливается диагноз профессионального заболевания. Вредные факторы производства также оказывают отрицательное воздействие на репродуктивное здоровье мужчин, нередко вызывая бесплодие и рождение неполноценных детей. В связи с этим чрезвычайно важным является ускорение доработки и рассмотрения в Федеральном Собрании Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.
В 90-е годы Правительством Российской Федерации, ведомствами, общественными организациями проводилась последовательная целенаправленная работа по охране репродуктивного здоровья населения. Основные мероприятия осуществлялись в рамках реализации федеральных целевых программ “Безопасное материнство” и “Планирование семьи”. За прошедшие годы удалось создать службу охраны репродуктивного здоровья, подготовить кадры, создать современную информационную и научную базу по проблеме. Результатом этой работы явилось улучшение основных показателей, характеризующих репродуктивное здоровье.
Для дальнейшего решения данной проблемы необходимо расширение участия всех уровней законодательной и исполнительной власти. В связи с этим Комиссия по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации 27 ноября 1998 г. (протокол № 3) специально обсудила вопрос о состоянии репродуктивного здоровья населения России.
В целях усиления внимания к проблемам сохранения здоровья нации, определения конкретных и действенных мер в области охраны репродуктивного здоровья было принято решение о разработке Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы. Проект Концепции разработан ведущими специалистами страны в области охраны репродуктивного здоровья с учетом материалов, представленных заинтересованными министерствами, ведомствами и общественными организациями. Экспертиза проекта проведена ведущими научными учреждениями и учеными в этой области. Проект обсужден и одобрен Координационным советом Минздрава России (протокол от 19.03.99 № 1); представлен в Правительство Российской Федерации (24.03.99 № 2510/3167-99-14) и в соответствии с поручением Правительства от 26 марта 1999 г. № П12-2259 направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.
Получены положительные заключения и поддержка Миннауки России, Минтруда России, Минюста России, РАМН, РАН.
В целом стратегия охраны здоровья населения определена Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на период до 2005 года, законодательно закреплена Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В связи с тем, что в условиях экономического и демографического кризиса проблемы охраны репродуктивного здоровья населения выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, Комиссия по вопросам улучшения положения женщин приняла решение о принятии Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы как самостоятельного концептуального межведомственного документа (03.02.2000 г. протокол № 1). Минздравом России доработан проект Концепции с учетом предложений членов Комиссии, заинтересованных министерств и ведомств, и разработан План мероприятий по реализации Концепции.
В основу Концепции положены стратегические направления государственной социальной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, определенные Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 годы, федеральными целевыми программами, входящими в состав президентской программы “Дети России”.
Целью Концепции является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, увеличение воспроизводства населения и повышение его репродуктивного потенциала, снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Важнейшей целью Концепции является также привлечение внимания органов исполнительной и законодательной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях к решению таких важных проблем как охрана репродуктивного здоровья населения.
В документе определены основные направления и задачи, предусмотрены механизмы и этапы реализации Концепции.
Задачи и направления Концепции включают комплекс мер по созданию эффективной системы охраны репродуктивного здоровья населения: обеспечение единой государственной политики и поддержки в этой области, повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию; совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны репродуктивного здоровья; реформирование подготовки кадров; профилактическую направленность в области охраны репродуктивного здоровья работающих, развитие социального страхования, социальную поддержку материнства; предупреждение нарушений репродуктивного здоровья подростков и населения детородного возраста; разработку приоритетных научных направлений и целевых программ в области охраны репродуктивного здоровья, повышение роли научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении в практику эффективных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции; проведение информационных и образовательных мероприятий по формированию общественного мнения и объединению усилий правительственных и неправительственных организаций, а также учреждений в области охраны репродуктивного здоровья, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья.
План мероприятий по реализации Концепции также имеет межведомственный характер и содержит конкретные предложения по совершенствованию законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья, организационные мероприятия, совершенствование медицинской помощи населению и информационное обеспечение проблем охраны репродуктивного здоровья.
В соответствии с пп. 4 – 5 протокола № 1 от 03.02.2000 г. решения Комиссии по вопросам улучшения положения женщин Минздравом России, Минтрудом России и Минобразованием России выносится на рассмотрение совместной коллегии проект Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и План мероприятий по ее реализации.
В целях усиления комплексности в принятии мер по улучшению репродуктивного здоровья населения и повышения его репродуктивного потенциала и в соответствии с решением Комиссии по вопросам улучшения положения женщин от 03.02.2000 г. (протокол № 1) коллегия решает:
1. Считать одним из основных направлений государственной политики и факторов национальной безопасности страны в деятельности Минздрава России, Минтруда России, Минобразования России, органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты и образования в 2000–2004 годах охрану репродуктивного здоровья населения.
2. Утвердить Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и План мероприятий по ее реализации.
3. Минздраву России, Минтруду России и Минобразованию России:
3.1. Направить Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и План мероприятий по ее реализации в органы здравоохранения, социальной защиты и образования субъектов Российской Федерации.
Срок – май 2000 года
3.2. Организовать и обеспечить контроль за исполнением основных положений Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации.
Срок – 2000–2004 годы
3.3. Содействовать в рамках реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы тесному взаимодействию федеральных и региональных органов исполнительной власти с Федеральным и Территориальными фондами обязательного медицинского страхования, профсоюзами, профессиональными ассоциациями и другими общественными объединениями и организациями.
Срок – 2000–2004 годы
3.4. Обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации вопросов охраны репродуктивного здоровья населения России.
Срок – 2000–2004 годы
4. Минздраву России изучить вопрос и разработать предложения о возможности изменения порядка финансирования коек новорожденных в акушерских стационарах.
Срок – 2000 год
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться основными положениями Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000–2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации при разработке комплексных мер по улучшению репродуктивного здоровья населения с учетом региональных особенностей.
6. Контроль за выполнением настоящего решения в соответствии с ведомственной компетенцией возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации О. В. Шарапову, заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации Г. Н. Карелову, заместителя министра образования Российской Федерации Е. Е. Чепурных.

Председатель коллегии, министр здравоохранения Российской Федерации Ю. Л. Шевченко
Председатель коллегии, министр труда и
социального развития Российской Федерации
С. В. Калашников
Председатель коллегии, министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов
Секретарь коллегии А. А. Прохода

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации

Постановление

Об утверждении разъяснения “О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами”

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации постановляют:
1. Утвердить прилагаемое разъяснение “О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами”.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 июля 1995 г. № 40/48 (зарегистрировано в Минюсте России 21 июля 1995 г. № 910).
Министр труда и социального развития Российской Федерации С. Калашников
Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Ю. Косарев
Настоящее постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 мая 2000 г. № 2238.

О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

Разъяснение

4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 г. Москва

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5489-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.1319), Федеральным законом от 15 февраля 1995 г. № 14-ФЗ “О внесении изменений в статью 1631 Кодекса законов о труде Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст.599) Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняют:

1. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.*

2. Работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.
В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.), работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

3. В случае, если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях, а другой самостоятельно обеспечивает себя работой (например: индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный охранник, частный детектив, адвокат, глава или член крестьянских фермерских хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и т. д.), то четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

4. Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

5. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

6. Справка, указанная в пункте 1 настоящего разъяснения, представляется: из органов социальной защиты населения – ежегодно; с места работы другого родителя – при каждом ежемесячном обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.

7. В случае, если один из родителей не работает (не состоит в трудовых отношениях, в т. ч. признан в установленном порядке безработным; самостоятельно не обеспечивает себя работой), второму родителю предоставляются два дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Указанные дни предоставляются работающему родителю в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего разъяснения.
Два дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются одному из работающих родителей в случае, если им не представлены сведения о другом родителе, предусмотренные пунктом 2 настоящего разъяснения.

8. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.

9. Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце в порядке, предусмотренном настоящим разъяснением (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

10. Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка.
При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.
В таком же порядке осуществляется оплата каждого дополнительного выходного дня в условиях неполного рабочего времени.
Расходы на эти цели отражаются в расчетной ведомости установленной формы № 4 ФСС РФ.
* Детские дома-интернаты на условиях пяти-шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.

16.12.2012


Посмотрите также:
Цена на имплантацию зубов в Санкт-Петербурге
Цена на имплантацию зубов в Санкт-Петербурге

Одной из «слабых сторон» нашего организма являются зубы. И хотя их эмаль считается...
Псориаз. Диагноз — не приговор.
Псориаз. Диагноз — не приговор.

Одним из наиболее распространенных кожных заболеваний является псориаз (чешуйчатый лишай)....
Герпес на губах: причины и лечение
Герпес на губах: причины и лечение

  Такое неприятное явление, как "простуда" на губах встречается довольно часто....
Как облегчить жизнь мамочке?
Как облегчить жизнь мамочке?

С появлением ребенка на свет невозможно не умиляться этим великолепным созданием, еще совсем...
Аллергия на солнце
Аллергия на солнце

Множество людей страдают различного  рода аллергиями. Но именно в летний сезон их...